ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР делает из дороги электростанцию
Статьи и публикации |
Из идеи и начальных разработок ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРА для получения электроэнергии из шоссейного полотна, которому были посвящены многие годы - возник перспективный стартап израильской компании Innowattech.
Ведущие специалисты венчурного проекта - генеральный директор Innowattech профессор Хаим Абрамович и автор идеи доктор Евгений Хараш.
Абрамович и Хараш сотрудничают уже около 10 лет в области применения пьезоэлектрических материалов в аэронавтике и в области производства современных пьезоэлектрических материалов, которые не встречаются в природе. Мысль о создании стартап компании возникала у них давно, но найти инвесторов они смогли несколько лет назад. Соучредителями фирмы стали частные лица и хайфский Технион.
Идея использования ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРА состоит в следующем - это альтернативный, совершенно новый экологически чистый источник энергии. О его существовании было известно и раньше, но извлечь из него большое количество электроэнергии никому до сих пор не удавалось. Теперь авторы стартапа знают как при использовании пьезоэлектрических элементов можно получать электричество, преобразовывая давление проезжающего автомобиля на дорожное полотно. И эту инновационную технологию можно смело назвать прорывом.
Недавно Innowattech успешно провела этап натурных испытаний новой технологии, которая может произвести переворот в дорожном строительстве, соединив его с энергетикой.
Компания Innowattech предложила систему получения и хранения энергии, которая обычно растрачивается напрасно. Источником такой энергии является давление, которое оказывает на поверхность не только движущийся автомобиль, но поезд или самолет во время взлета или посадки. Преимущества используемой бизнес-идеи по сравнению с другими разработками в области добычи экологически чистой энергии в том, что не требуется выделения дополнительной территории, не наносится ущерб окружающей среде, система работает независимо от погодных условий. Следует отметить также, что предложенная система получения и хранения энергии может быть использована при создании разветвлённой «заправочной» инфраструктуры для электромобилей.
Под асфальт на автобан или под рельсы на железной дороге на определённом расстоянии друг от друга устанавливаются ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ГЕНЕРАТОРЫ, способные превращать энергию давления проезжающего транспорта в электроэнергию. Запасаемая в компактных накопителях, она будет напрямую поставляться близлежащим потребителям.
Сам принцип отнюдь не нов. Известно, например, что в японском метрополитене есть станция с пьезоэлектрическим полом, использующим давление ног пассажиров для выработки электроэнергии, достаточной для питания нескольких турникетов. На таком же принципе действует танцпол в одной из английских дискотек. Танцующие генерируют ток для нескольких дискотечных фонарей, наблюдая процесс генерации, так сказать, собственными глазами.
В Окленде также предприняли попытку использовать давление на трассу проезжающих машин для выработки электричества. Но принцип работы механический, он не основан на использовании «умных» пьезоэлектрических элементов. Там автомобили давят на установленные под асфальтом плиты, которые, в свою очередь, оказывают давление на подземную систему водоснабжения, в результате чего вода поступает на турбины. Недостаток этой системы в том, что она отнимает у автомобилей кинетическую энергию, что ведет к увеличению расхода бензина. Получается, что для выработки альтернативной энергии вновь применено традиционное топливо.
Но израильтяне, похоже, первые, кто смог масштабировать пьезогенерацию электричества в потребительски значимые масштабы. Например, в настоящее время на опытном участке близ станции Лод Innowattech устанавливает рельсы с вмонтированными в них пьезогенераторами. По утверждению разработчиков, прохождение по этому участку в час 10-20 поездов с десятью вагонами каждый позволит полностью обеспечить электричеством 150 жилых домов.
А насколько же интенсивным должно быть движение по автомобильной трассе, чтобы получаемой альтернативной энергии хватило для освещения дороги в ночное время? Отвечая на этот вопрос, доктор Хараш отметил, что «с загруженных автомобильных дорог мы рассчитываем получить гораздо больше энергии, чем требуется для освещения трассы». При этом он подчеркнул, что автомобили необязательно должны ехать быстро - достаточно даже того, чтобы пробка двигалась с минимальной скоростью 5-10 км/ч.
Уже созданы пьезогенераторы для автомобильных и железных дорог, пешеходных тропинок и даже для авиационных рулежных полос.
Особое внимание исследователи обращают на то, что для установки ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ГЕНЕРАТОРОВ, в отличие от остальных проектов по добыче экологически чистой энергии таких, например, как ветряные или солнечные электростанции, не требуется выделение специальных площадей земли. «Для производства 1 МВт электроэнергии с помощью солнечных батарей необходима площадь в 2,5 кв. км. Причем, ни для чего другого эту землю использовать уже невозможно. Электростанции, которые используют энергию ветра, также занимают значительную площадь, и, кроме того, самим своим существованием создают экологическую проблему - в лопастях гибнет огромное количество птиц», - говорит автор бизнес идеи. «Нельзя забывать также, что в существующих способах производства экологически чистой энергии, как правило, очень дорого обходится сервис», - добавляет он.
Эффективность работы ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРА можно повысить, производя энергию в непосредственной близости от конечного потребителя, что позволяет достичь дополнительной экономии.
Экономическая целесообразность внедряемого изобретения оценивается так - сегодня для потребителя 1 кВт энергии стоит пол шекеля. В Израиле существует закон, поощряющий производство электричества с помощью солнечного света. Производителям такой энергии Израиль готов платить и платит 2 шекеля за каждый кВт. То есть, государство платит производителю экологически чистой энергии в 4 раза больше, чем оно получает за ее продажу. На этих условиях данный венчурный проект становится более чем рентабельным.
Как правило, цена экологически чистой энергии не может конкурировать с ценой энергии, полученной традиционными методами. Новая технология позволяет приблизиться к этому результату. Тем более что такие источники энергии, как уголь, мазут или нефть, исчерпаемы, а потому необходим поиск альтернативных источников энергии.
Стартап - это предприятие с высоким уровнем риска, но и потенциал очень высок. Авторы возлагает большие надежды на стартап Innowattech, и уверены, что можно иметь сколько угодно идей, но многие из них так и остаются нереализованными, если нет инвестора.