Инструментарий ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ и образования
Статьи и публикации |
Сегодня рынок предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами.
Благодаря им в этом сегменте постоянно открываются новые возможности и существует огромный потенциал развития инновационных проектов в образовании и обучении.
Например, при организации взаимодействия школы и родителей вполне реальна идея школьного on-line журнала и интерактивного дневника, которые предоставляют родителям прямой доступ к информации о состоянии дел у ребенка в школе.
Но, если подобные методы являются частной инициативой учительского коллектива, то другие средства и формы интерактивных технологий в образовании уже достаточно давно и успешно используются. С ними мы все прекрасно знакомы и мало кого может удивить то, что проведение современных уроков с использованием ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, проектора, компьютера и специального программного обеспечения, позволяющего работать с текстами и объектами, аудио- и видеозаписями, превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информацию и т.д., становится нормой в школах.
Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные и порой громоздкие пособия на уроках мультимедийными.
Задавайте вопросы, давайте ответы, тестируйте учеников, работайте над ошибками, совершенствуйте произношение и т.п. Также сферой применения интерактивных технологий в образовании является дистанционное обучение.
Но остановимся на главных инструментах интерактивного обучения - ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСКАХ и короткофокусных проекторах для стационарного образования.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ
Первая в мире ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Но для того, чтобы учебный процесс стал по-настоящему интересным и неутомительным для школьников, необходимо правильно выбрать ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ, ведь в школе к ней должны предъявляться гораздо более жесткие требования, чем в других образовательных учреждениях, например, вузах или в коммерческой среде.
Полностью функционирующие ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ обычно включают 4 компонента:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- соответствующее программное обеспечение
- и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером
Изображение с монитора компьютера передается через проектор на ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.
По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.
При прямом проецировании проектор находится прямо перед поверхностью интерактивной доски, при обратном - сзади нее. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными КПК для обмена данными. Есть и дорогие модели интерактивных досок, которые не используют проектор, а представляют собой большую сенсорную плазменную панель.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ бывают трех типов:
- Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении
Такие доски имеют мягкую и гибкую поверхность, состоящую из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и обычным прикосновением к доске руки или указки.
Специальные маркеры также могут быть настроены (с использованием прилагающегося ПО) на отображение различных цветов. Такие доски очень подходят для школ, так как надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.
- Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы
Эти доски подобны традиционным и имеют твердую поверхность. Управление осуществляется посредством специальных электромагнитных маркеров, работающих на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.
- Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности
Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают их на компьютер. Близки к этой технологии и доски DViT (Digital Vision Touch), в которых используются маленькие цифровые видеокамеры, располагающиеся по углам экрана и фиксирующие каждое прикосновение к нему.
К компьютеру и к ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
Теперь учителям просто нет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.
Наибольший эффект может получить учитель, использующий все возможности доски. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
Дистанционно же, управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.
Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в классе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет также добиться оптимизации учебного процесса. Использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования. таможенное декларирование.
А как же отнесутся дети к появлению в классе ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ?
Начнем с того, что младшим школьникам просто нравится работать с таким инструментом, учиться становится интересно и увлекательно. Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имел опыта работы с персональным компьютером.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии. Кстати, не требуется и специальных занятий для изучения доски, дети быстро осваивают приемы работы, наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Следует отметить, что, согласно многочисленным тестам, на этих уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение, с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких школьников к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью интерактивной доски. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося.
Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети? Теперь такая возможность появилась и именно с помощью интерактивных досок.
Правда, случается так, что неправильное размещение интерактивной доски в классе делает работу с ней неудобной и лишает учителей стимула осваивать новое оборудование. Нередко встречаются классы, где интерактивные доски установлены с серьезными, но достаточно типичными ошибками. В рекламных брошюрах интерактивная доска обычно изображается на стойке, что создает иллюзию, будто она является неотъемлемой частью доски. И по этой причине часто думают, что доску на стойке будет легко перевозить из класса в класс. В действительности же перемещать доску из одного помещения в другое приходится нечасто, а работать с такой «мобильной» доской неудобно. Дело в том, что положение доски относительно проектора не должно меняться, но при использовании стойки это практически недостижимо, и каждый раз в начале урока нужно тратить время на настройку оборудования, а иногда эту процедуру приходится повторять и во время работы. Кроме того, о стойку могут споткнуться дети. Оптимальным решением является размещение интерактивной доски на стене. Производители не случайно комплектуют доски настенными креплениями, а стойку предлагают приобретать дополнительно. Это не значит, что стойка совершенно не нужна. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА на стойке, как правило, используется во время мероприятий, проходящих в актовых или конференц-залах.
Стойка также позволяет оборудовать интерактивной доской классы, в которых из-за нестандартной планировки невозможно найти место для доски на стене.
Также многие ошибки установки вызваны непониманием принципиальных отличий интерактивной доски от обычного экрана для проектора. Например, доску устанавливают слишком высоко, так что даже учитель, не говоря уже об учениках, не может дотянуться до верхней части экрана. Или размещают ее за столом учителя, что мешает свободному доступу к ней. В результате интерактивные возможности доски остаются незадействованными, и она используется только как неоправданно дорогой экран.
При выборе места для интерактивной доски нужно руководствоваться теми же соображениями, что и в случае с обычной меловой или маркерной. Она должна размещаться на той же высоте, быть также хорошо видна и легкодоступна. Только в этом случае будут созданы условия для ее эффективного использования.
Следует отметить, что активная поверхность интерактивной доски достаточно твердая и менее подверженная износу, что позволяет использовать традиционные чертежные инструменты (линейка, транспортир, угольник и т.д.). ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА сохраняет работоспособность даже при частичном разрушении активной поверхности, что очень важно при эксплуатации в образовательных учреждениях.
Мультимедийные проекторы
Одним из элементов системы интерактивного обучения являются мультимедийные проекторы. Рассмотрим некоторые их особенности.
Короткий фокус
Сегмент короткофокусных проекторов, несмотря на более высокую стоимость по сравнению с обычными проекторами, постоянно растет. Вызвано это увеличивающимся спросом на интерактивные доски, с которыми подобные аппараты применять удобнее, поскольку свет из объектива не слепит преподавателя. Несомненно, преимущество подобных моделей проявляется и при использовании в небольших помещениях учебных классов.
Среди основных характеристик оптического тракта проектора есть и такие, как минимальное и максимальное расстояние до экрана, а также проекционное соотношение, то есть отношение расстояния от проектора до экрана к размеру формируемого изображения. Для типичных моделей проекционное соотношение превышает единицу, а минимальная дистанция фокусировки начинается с нескольких метров.
Однако есть целый класс устройств, для которых первый показатель составляет менее одного метра, а второй - всего десятки сантиметров.
Они получили название короткофокусных, и визуально отличаются от обычных устройств непривычно большими и выпуклыми передними линзами своих широкоугольных объективов либо вообще отсутствием таковых (для ультра короткофокусных моделей с зеркальной системой проекции).
Преимущества таких устройств становятся очевидны сразу после включения. Их можно расположить на столе возле самого экрана, перед учителем и тем более перед классом или аудиторией. Благодаря этому исключается случайное перекрывание кем-либо части светового потока, а также появляется желанная «свобода маневра» при установке и настройке. Кроме того, при уменьшении расстояния от проектора до экрана снижается рассеивание и переотражение света от интерьера помещения, что способствует повышению яркости и контрастности картинки. Наконец, применение таких устройств - это чуть ли не единственный способ получить действительно большую диагональ при проецировании в комнате небольших размеров.
Выбирая проектор той или иной технологии, стоит задуматься, как часто и как долго Вы будете с ним работать. 3LCD-аппараты при частом и длительном использовании могут утратить первоначальную яркость, хотя многие современные образцы практически избавились от этого недостатка. DLP-модели менее чувствительны к частому использованию, но у них есть свои недостатки - спроецированное ими изображение «мерцает», так как скорость смены кадров большинства одночиповых устройств обычно составляет 18 кадров в секунду. Частый и продолжительный просмотр изображения в таком случае может вызвать утомление глаз и ряд других негативных последствий. Поэтому некоторые специалисты рекомендуют в учреждениях, где учатся дети, применять DLP-проекторы со стандартной скоростью обновления изображения 25 кадров в секунду (одночиповые с высокой скоростью вращения цветового колеса или трехчиповые) либо 3LCD-проекторы, у которых с этим параметром все в порядке. В этих моделях изображение формируют LCD-панели, а не вращающееся цветовое колесо, поэтому смена кадров получается плавной, а изображение не мелькает и безопасно для зрения. Более подробную информацию об этих технологиях Вы можете узнать из Интернета или на сайтах производителей оборудования.
Хоть и любой небольшой аппарат справился бы с проекцией на белый экран со среднего расстояния, все же для более удобного использования проектора в образовании он должен обладать некоторыми полезными свойствами.
В первую очередь, важна легкость управления, поскольку пользоваться проектором будут люди, не занимающиеся ими профессионально. Будет полезной и функция автоматической коррекции «трапеции», которая максимально упростит первичные настройки проектора перед показом, не требуя от пользователя большого опыта работы с устройством. Доступ к управлению проектором должен быть хорошо защищен, чтобы посторонние лица не смогли вмешаться в показ или изменить параметры устройства по злому умыслу, из любопытства или из «лучших побуждений». Для этого аппарат должен поддерживать функции защиты паролем, блокировки панели управления. Есть модели с особым исполнением - без панели управления на корпусе. Такое устройство получает команды только от пульта или по сети.
Бывает, что учебные классы и аудитории не оборудованы специальным проекционным экраном белого цвета. В этом случае картинку проецируют на учебную доску - темную, коричневого или зеленого цветов. Хотя портфолио некоторых производителей содержит и модели, яркости которых вполне достаточно для проецирования изображения на обычную стену. Такой фон «экрана», разумеется, незначительно искажает цвета изображения с проектора, но и с этим производители продолжают успешно бороться, выпуская все больше моделей для образования, умеющих корректировать картинку, проецируемую на различные нетрадиционные носители.
Обычно демонстрация учебного материала сопровождается не только обсуждением, но и конспектированием. В такой ситуации затемнять помещение нельзя, и проектор должен работать при достаточно яркой внешней засветке.
Поэтому мощность аппарата становится важной характеристикой. Световой поток проектора должен составлять, как минимум, 1500-2000 ANSI-Lm. Не менее важен и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора. Иначе во время показа преподавателя будет плохо слышно.
Отдельного упоминания заслуживают специальные короткофокусные и ультра короткофокусные модели и их применение в сфере образования.
Минимальное проекционное расстояние таких устройств составляет лишь несколько сантиметров. Например, компанией Epson специально для школьных уроков и лекций в вузах были разработаны ультра короткофокусные проекторы Epson EB-460i, EB-450Wi, EB-440W, EB-460 и EB-450W, которые располагаются всего в 10 см от экрана и позволяют проецировать изображение высокого качества. Способность таких проекторов работать вблизи от экрана сделала возможным использование их с ИНТЕРАКТИВНЫМИ ДОСКАМИ. Расстояние между экраном и проектором столь мало, что можно находиться вблизи доски, не попадая в луч проектора и не образуя тени на экране.
Малое фокусное расстояние обеспечивается по-разному. Для этого применяют особую систему зеркал, но в ряде случаев производители оснащают свои проекторы широкоугольной линзой, которая также формирует четкую картинку с малого расстояния. Следует отметить, что подобные аппараты есть не в каждой линейке моделей даже крупных производителей, однако с каждым годом число ультра короткофокусных проекторов растет. Теперь даже в самом маленьком классе можно устроить настоящий кинотеатр и для этого вовсе не нужно завешивать окна. Например, яркость ультра короткофокусных проекторов Epson сегодня достигает 3000 ANSI-Lm, а встроенный динамик на 10 Вт позволяет демонстрировать звуковые учебные материалы. Ресурс рассчитан на 3500 часов работы, так что о замене лампы в течение учебного года можно не беспокоиться.
Кстати, проекторы Epson EB-460i и Epson EB-450Wi имеют встроенные функции, которые превращают любую проекционную поверхность в интерактивную.
Эти модели поставляются в комплекте с интерактивной ручкой-манипулятором, совмещающей в себе функциональность компьютерной мыши, цифрового пера и позволяющей делать пометки и дополнения к проецируемому изображению.
Крепятся обычно такие проекторы на стене на расстоянии не более 40 см от поверхности доски и полностью исключают попадание луча проектора в глаза работающему у доски человеку. Рациональным решением является также стационарная установка проектора под потолком. Иногда опасаются, что висящий над головами проектор представляет опасность, но в действительности это не так: потолочные крепления очень надежны (в то время как к стоящему на столике проектору подведены провода, о которые дети могут споткнуться).
Наиболее распространенной проблемой при установке проектора обычно является его размещение относительно экрана. Для того чтобы изображение на экране не искажалось, требуется выставить оптическую ось проектора перпендикулярно плоскости экрана, что далеко не всегда возможно (поэтому стационарные модели и подвешивают к потолку). Конечно, цифровые методы коррекции трапециевидных искажений допускают определенную гибкость, однако и они пока не идеальны, а применение алгоритма масштабирования неминуемо негативно сказывается на четкости картинки.
Этого недостатка лишены устройства с так называемыми шифт-объективами, допускающими сдвиг оптической оси по одной либо двум координатам и, таким образом, выполняющие коррекцию вертикальной и горизонтальной трапеций оптическим способом. Однако подобных моделей на рынке мало, а большинство из них достаточно дорого, так как усложнение объектива и добавление в него подвижных элементов не проходит даром.
Подведение итогов
Рассмотренные устройства позволяют проводить учебные занятия в помещениях практически любого размера, а новейшие модели ультра короткофокусных проекторов, обладающие высоким запасом световой мощности, еще и избавят преподавателей от необходимости заботиться о соответствующем уровне фонового освещения. Хотелось бы, чтобы государство системно подходило к введению инноваций в образование, в том числе, связанных с интерактивными технологиями. А для этого необходимо обеспечить достаточную подготовку кадров, умеющих работать с новыми технологиями. Не помешает и создание национального банка программного обеспечения для интерактивных технологий и создание специальных бизнес-проектов, направленных на развитие технологий обучения.