ДИРИЖАБЛЬ SkyLifter постепенно осваивает новые высоты
Статьи и публикации |
Летающий ДИРИЖАБЛЬ SkyLifter в виде диска интересен всенаправленным перемещением без разворотов, низким сопротивлением воздуху в горизонтальном полете и безопасностью - поврежденный летательный аппарат при снижении работает как гигантский парашют.
Под стать неимоверной тяжести поднимаемых грузов этот ДИРИЖАБЛЬ имеет воистину титанические размеры. Диаметр аэростата - 150 метров. Толщина диска в центре - около 40 метров. Обитаемая капсула в поперечнике достигает 15 метров, а общая высота летательного аппарата составляет 120 метров. Авторы инновационного проекта говорят, у них несколько лет ушло на то, чтобы прийти к окончательной схеме, которую мы уже привыкли называть летающей тарелкой.
Оболочку своего ДИРИЖАБЛЯ австралийская компания SkyLifter нарисовала в виде огромной линзы. Капсула, в которой находятся все основные системы, топливо и экипаж, подвешена снизу, причем на приличном расстоянии.
Такое сочетание даже незагруженной машине обеспечивает очень выгодное расположение центра тяжести - намного ниже баллона. Это гарантия хорошей устойчивости всей конструкции, которой не нужны никакие стабилизаторы. Ну а груз закреплен на тросах под обитаемой капсулой.
Продолжительность рейса этого ДИРИЖАБЛЯ без дозаправки должна составить не меньше суток, а возможно, и несколько дней. Запас хода около 2000 километров, круизная скорость - 45 узлов (83 км/ч). Грузоподъемность же названа просто невероятная - 150 тонн!
Хотя базовый вариант дирижабля SkyLifter рассчитан на полеты в нижних слоях атмосферы, авторы идеи утверждают, что дирижабль можно будет модифицировать для подъёмов в стратосферу.
Как видим, австралийцы своим ДИРИЖАБЛЕМ на бумаге превзошли даже канадско-американский проект мега дирижабля - там рассчитывают «всего лишь» на 40 тонн груза.
Еще для сравнения стоит вспомнить легендарный немецкий Hindenburg, «сигару» размером 245 х 41,2 метра. Исполин обладал средним взлетным весом в 215 тонн, причем имевшийся на борту водород обеспечивал эту подъемную силу с хорошим запасом.
Но из тех двух сотен тонн львиная доля приходилась на саму конструкцию (жесткий каркас, мощные двигатели) плюс топливо. Полезная грузоподъемность была куда скромнее: 10 тонн, сотня с небольшим пассажиров и членов экипажа, и их ручная кладь. Выходило около 25 тонн.
Дисковая форма SkyLifter, по замыслу авторов летательного аппарата, избавит дирижабль от необходимости разворачиваться при маневрах и в целом облегчит подъем и спуск груза в любых условиях. А еще сделает аппарат безразличным к боковому ветру, дующему с любого направления.
С аэростатом кабину соединит гибкий сервисный ствол. Он не несет механической нагрузки, но по нему члены экипажа смогут подниматься наверх для обслуживания и ремонта различных элементов аппарата.
Здесь же пройдут электрические кабели. Ведь верх диска покроют солнечные батареи. Они предоставят часть энергии, необходимой для SkyLifter, а вторая часть поступит от дизель-генераторов.
Набор строп должен гарантировать ДИРИЖАБЛЮ равномерное распределение нагрузки на оболочку, что упростит ее внутренний каркас и снизит вес конструкции. Сама оболочка будет выполнена из некой прочной ламинированной ткани.
Капсула экипажа - это алюминий плюс композитные материалы, а несущие ее стропы - канаты из синтетического волокна.
Непосредственно кабина управления - это небольшая круглая комната, выступающая снизу здоровой «бочки» - жилого модуля. Ее иллюминаторы обеспечивают экипажу круговой обзор и взгляд вниз, особенно ценный при установке груза точно в намеченной точке. Кроме того, ДИРИЖАБЛЬ будет дополнен набором внешних видеокамер слежения с прожекторами для работы ночью.
Для создания тяги и обеспечения превосходной маневренности авторы SkyLifter решили применить циклоидальный крыльчатый движитель Войт-Шнейдера. Его обычно используют в водной среде как вспомогательный, а иногда и главный движитель на некоторых судах. В такой конструкции набор лопастей закреплен на вращающемся диске, причем по мере прохождения круга каждая лопасть циклически меняет угол атаки.
Три системы Шнейдера, приводимые в действие электромоторами, обеспечат новому летательному аппарату мгновенное изменение вектора тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В последнем случае движитель будет помогать машине подниматься и снижаться. Он же пригодится для торможения ДИРИЖАБЛЯ в случае аварийной посадки.
Австралийский супер дирижабль должен уметь взлетать и садиться в любом месте без наземной инфраструктуры. Будучи пришвартованным без ангара, SkyLifter выдержит ураганные порывы ветра до 148 км/ч - уверяют разработчики. И вообще, обслуживание без ангара обещано как нормальный режим жизни.
В штатном режиме управлять гигантом будут два пилота, но аппарат проектируется о расчете на возможность управления всего одним человеком. Судя по всему, обитаемая гондола сможет приютить и нескольких пассажиров, сопровождающих груз.
Авторы проекта пишут, что их детище обеспечит не только доставку крупных и тяжелых грузов от двери до двери без промежуточных перевалок, но и переправит такой товар с необычайно низкими затратами в расчете на каждый килограмм.
Некоторые грузы могут быть специально спроектированы под перевозку SkyLifter-ом, например, готовые здания. SkyLifter сможет переносить и промышленные грузы или части зданий, мостов и радиовышек. Австралийская компания мечтает о заранее собранных модулях, которые легко превратить в больницы и одним махом доставить на удаленные территории. Аналогичные сооружения можно высаживать на местах стихийных бедствий. И такие же цилиндры, играющие уже роль мотелей, благодаря супер-ДИРИЖАБЛЮ будут в одну ночь вырастать на курортах, испытывающих на плыв туристов.
Стандартные жилые модули 25 метров диаметром высотой в четыре этажа австралийцы намерены транспортировать без людей внутри. Персонал таких гостиниц, кемпингов, центров дайвинга или клиник прибудет на место работы другим транспортом.
Крупные жилые модули будут выступать уже не как груз, а как часть самого дирижабля, это прямые конкуренты гиганта Aircruise, тоже пока лишь нарисованного.
Эволюция ДИРИЖАБЛЯ SkyLifter
Для проверки своих идей и постепенной отработки тонкостей управления ДИРИЖАБЛЕМ-тарелкой австралийцы построили две экспериментальные машины.
Первой еще год назад на свет появилась SL3 Betty. Как нетрудно догадаться, SL - сокращение от SkyLifter. Ну а тройка - это диаметр в метрах. Масштабная радиоуправляемая модель обладает полезной грузоподъемностью 500 граммов. В движение Betty приводит классический воздушный винт.
Второй пробный дирижабль, родившийся недавно, называется SL18 Vikki. Он не оснащен никакой двигательной системой, потому постоянно прицеплен тросами к земле. Увеличивая его в размерах и добавляя новые узлы, инженеры намерены постепенно натренироваться, прежде чем приступят к постройке финальной модели.
Не исключено, что даже финальная стадия постройки летательного аппарата пройдет под открытым небом. Впрочем, если получится - ангар такому аэростату не помешает. Правда, постройка купола сама по себе окажется непростой инженерной задачей.
В ближайших планах значится создание свободно перемещающегося прототипа еще большего размера - SL23 Nikki, по-прежнему беспилотного. Как надеется фирма SkyLifter, полеты этой машины помогут компании собрать дополнительные средства на постройку первого полномасштабного образца грузовой тарелки, названного SL150 Lucy.
Не исключено и еще более серьезное развитие замысла австралийцев – превращение - SkyLifter в пассажирское судно. Тут возможны варианты. Первый - это замена обычной кабины экипажа на более крупную «бочку» Palace - своего рода мега-яхту для миллионеров.
Вторая модификация - пассажирская капсула со спальными местами на 80 человек, она названа Trekker. Во всех случаях такой летательный аппарат несет на борту собственную энергетическую систему, туалеты, запасы еды и питьевой воды минимум на 10 дней. Также рассматривается версия «Треккера» для коротких дневных рейсов, без кроватей, только с креслами.
Что до прототипа грузовика SL150 Lucy, то он должен появиться в течение ближайших трех лет. А пока изобретатели будут собирать и тестировать Lucy, меньшая тарелка Nikki выйдет на рынок в роли дистанционно управляемой летающей платформы. Австралийцы очень надеются, что она покажет новые возможности ДИРИЖАБЛЯ и приведет новых инвесторов.