Трехколесный ЛЕТАЮЩИЙ МОТОЦИКЛ Switchblade. Комплект для самостоятельной сборки
Статьи и публикации |
Трехколесный летающий мотоцикл Switchblade компании Samson предназначен как для полетов, так и для езды по дорогам.
Можно не сомневаться, что летающий мотоцикл никогда не станет транспортным средством, пользующимся широкой популярностью. Однако небольшая техническая компания Samson Motorworks, из Сьерра-Невады, штат Калифорния, пошла на риск. Она построила прототип конвертируемого летательного аппарата под названием Switchblade Multi Mode Vehicle, и рассчитывает уже в 2011 г приступить к продаже комплектов типа «Сделай сам».
Привлекательный дизайн и желание иметь в гараже собственный летательный аппарат могут возродить интерес к воздушно-наземным средствам передвижения. Компания Samson выбрала трехколесную схему, отвечающую определению мотоцикла, требования к которым менее жестки, чем к автомобилям.
В частности, мотоцикл может не иметь бамперов, которые утяжелили бы конструкцию летательного аппарата и сделали ее более дорогой.
Аппарат будет сделан по схеме «утка», водитель и пассажир будут сидеть рядом в кожаных креслах в кабине с кондиционером, располагающейся позади хищно заостренного носа с горизонтальным оперением. Samson совместно с другой компанией разрабатывает авионику, предусматривающую автоматическое переключение дисплея с режима «воздух» в режим «земля». Крылья с прямоугольными законцовками будут разворачиваться на шкворнях, расположенных позади кабины, располагаясь подобно стабилизаторам традиционного хвостового оперения. На земле они будут складываться вперед, убираясь в отсеки со створками, защищенные стальным килем. Одновременно будут раскрываться два больших зеркала заднего вида.
Компания Samson пошла по пути других предпринимателей, мечтающих об авиации - она намерена предлагать Switchblade в виде набора для самостоятельной сборки, в котором доля собранных на заводе деталей составит не больше 49%. Планируется, что в продажу летательный аппарат поступит по цене $60 тыс., но энтузиастам, желающим самостоятельно его собрать, придется выложить еще $25 тыс. за авионику и двигатель.
Мощность двигателя должна быть 120-150 л.с. - подойти могут авиационный двигатель Lycoming O-320, мотоциклетный двигатель Suzuki Hayabusa и лодочный двигатель Kawasaki Jet Ski. Президент компании Samson Сэм Баусфилд говорит, что он следит также за разработками изготовителей небольших роторно-поршневых двигателей (двигателей Ванкеля), которые работают чище обычных поршневых.
4,5 метровый летательный аппарат Switchblade может передвигаться как по земле, так и в небе. Топливного бака, объёмом 60 литров, хватает на 1416 км на земле или 547 км небесного полёта. Двигатель мощностью 120 л.с. способен разогнать машину в воздухе до 215 км/ч и до 145 км/ч на земле, что, собственно, и даёт возможность аппарату взлететь. Максимальная высота полёта составляет 3000 м. над уровнем моря - это конечно не так высоко как летают пассажирские Боинги, но и не так низко как летают одномоторные кукурузники.
Внутри салона Switchblade имеется климат контроль, камера заднего вида, CD-плеер с MP3 и, пожалуй, самое главное - парашюты.
Баусфилд уверен в успехе своего летающего мотоцикла. Если пилот посчитает, что погодные условия ухудшились, он может совершить посадку на небольшой взлетно-посадочной полосе длиной около 610 м и завершить поездку по земле. Летательный аппарат Switchblade трансформируется в наземный легко, сборки-разборки вручную при этом не требуется.
Реальность немного сложнее: самолетам запрещено перемещаться по дорогам, строгие ограничения наложены на полеты вблизи жилых домов, военных объектов, охраняемых природных территорий и т.п.
Кроме того, Switchblade будет иметь таких конкурентов, как вертолетоподобный Butterfly Super Sky Cycle, полусамолет-полуавтомобиль Terrafugia Transition и еще не испытанный M400 Skycar.
По мнению разработчиков, Switchblade может оказаться привлекательным даже с точки зрения экологии. Пригодные для него двигатели могут работать на обычном неэтилированном бензине, и отвечать требованиям калифорнийских стандартов на выбросы, более жестким, чем федеральные стандарты США. Это само по себе примечательно, т.к. двигатели частных самолетов почти не подвергаются контролю выбросов. Считается, что их доля в загрязнении окружающей среды невелика, и, поэтому они не представляют собой очевидный объект природоохранного законодательства.
Корпус летающего мотоцикла также спроектирован с расчетом на большую экологичность, чем автомобильные кузова - его оболочка делается из самоупрочняющегося и пригодного для переработки полипропилена вроде пластика № 5 для пищевых контейнеров и крепится на каркасе из стальных труб.
«Теоретически вполне возможно построить самолет, способный ездить по автострадам, но любая достаточно сложная система всегда оптимизирована для какой-то одной работы», - говорит заведующий кафедрой технической механики Университета Виллановы Н. Натарадж. А это значит, что при создании летающего мотоцикла неизбежно потребуются конструктивные и функциональные компромиссы, указывает он.
В частности, гражданский самолет должен быть гораздо надежнее автомобиля. «Помятая дверца автомашины никак не отразится на ее ходовых качествах, говорит Натарадж, - но повредив крыло, Вы не сможете лететь». Пилот-инструктор Джеффри Гейбел из Белмонта говорит, что обслуживание аппаратов типа Switchblade должно проводиться в соответствии с требованиями строжайших стандартов Федерального управления гражданской авиации США.
Баусфилд учитывает все детали инновационного проекта и, подобно многим пионерам до него, упорно идет вперед. Следующим его шагом будет испытание нового аппарата в аэродинамической трубе. Ожидается, что одобренный FAA прототип появится уже в конце 2010 г. Компания Samsom Motorworks в скором времени рассчитывает получить сертификат на своё изобретение и запустить Switchblade в производство уже в следующем году! После этого все дальнейшее может стать историей персонального транспорта.