Машина TIGER-STONE укладывает камни как ковровую дорожку
Статьи и публикации |
Кирпичные дороги проще ремонтировать. Полотно из камня легко переживает замораживание воды без образования трещин, обладает хорошей долговечностью. Но выкладывать такое покрытие на земле, прижимая камни друг к другу, - настоящее мучение. С Tiger-Stone («каменный тигр») работа становится легче, несмотря на то, что остается ручной.
Голландское изобретение в три раза ускоряет создание полотна из брусчатки и укладку тротуарной плитки. Авторы инновационного проекта надеются, что теперь красивый и долговечный тротуарный кирпич получит большее распространение, ведь его использование ранее нередко тормозилось сложностью укладки дороги. Притом удивительно, что аппарат, решивший эту проблему, устроен довольно просто.
В конце сентября 2010 года машина Tiger-Stone, выпускаемая компанией Vanku, была номинирована на инновационную премию банкира и политика Хермана Вайффелса (Herman Wijffels Innovatieprijs).
Сейчас любопытная разработка числится среди десяти претендентов на приз, отобранных из 443 первоначальных заявок. Вне зависимости от конечного результата, который скоро будет известен - это уже успех. Как и несколько дорог и дорожек, выложенных новым методом в ушедшем году.
Tiger-Stone представляет собой платформу на гусеничном ходу. Ключевая ее часть - широкое наклонное полотно, подходящее к самой поверхности дороги. По нему поток уложенных камней плавно спускается вниз, по мере того как машина медленно ползет вперед.
Стоящие на платформе рабочие вручную собирают покрытие. Запас кирпичей имеется в бункере наверху машины. Никакой особой сноровки не нужно: увесистые камни сами просятся в ячейки, образованные предыдущими булыжниками. При этом людям не требуется ползать на коленях и подгонять каждый камень к соседнему - край будущей дороги, приподнятый машиной, находится прямо перед руками.
Tiger-Stone берется за дело после того, как основа для дороги подготовлена, застыл бетон или выровнен и утрамбован песок, а края дороги размечены. Самое хлопотное - ровно выложить на желобе первый метр покрытия. Дальше все упрощается.
С двух сторон поток дорожных кирпичей ограничивают регулируемые боковые направляющие. Необходимая плотность кладки обеспечивается естественным путем – за счет большой тяжести уже выложенных камней, давящих на те, что лежат на транспортере ниже.
В готовой дороге практически нечего поправлять. Работая наверху, строители могут сразу создавать любой рисунок из нескольких видов кирпичей (к примеру, разного цвета или фактуры), формируя при желании велодорожки, разметку, декоративные вставки, обочины и закладывая сразу крайние камни, которые будут удерживать полотно от рассыпания.
Tiger-Stone оборудован датчиком, следящим за проложенной трассой, - цепочкой уже стоящих бордюрных камней или выступов в бетонной основе. Машина следует за такой «путеводной нитью» с точностью до миллиметра, гарантируя аккуратное устройство дорожного полотна, которое ложится на грунт без ошибок и сбоев, «лишних» кирпичей и строительного мусора.
Гусеницы Tiger-Stone приводятся в движение электромоторами. В целом машина работает тихо, и жителям окрестных домов может досаждать разве что небольшой стук кирпичей, укладываемых рабочими в стальной лоток. Потому с новым агрегатом дорогу можно выкладывать даже ночью.
Запас материала постоянно пополняет мини-погрузчик, который спокойно ездит по только что уложенному дорожному полотну. Камни ложатся столь плотно и точно, что дорога сразу может нести высокую нагрузку.
Подход, примененный голландскими авторами идеи в машине для мощения тротуаров и дорог, очень похож на «человеко-комбайны» американцев. Там тоже «пилоты» чудо-машин выполняли на поле свою работу вручную, но намного быстрее и легче, чем обычно.
«С двумя людьми на борту Tiger-Stone может выложить до 300 квадратных метров брусчатки за рабочий день, в то время как традиционным методом пара опытных укладчиков осилит 75-100 квадратов», - утверждают создатели машины. Кроме того, на платформе Tiger-Stone, не мешая друг другу, могут спокойно действовать и три укладчика.
При устройстве дорожного полотна ширина «кирпичной реки» регулируется. У компании есть три модели с максимальной шириной выкладываемой дороги в 4, 5 и 6 метров, минимальная ширина дорожного полотна при этом составляет 3 метра. Общий вес Tiger-Stone, заполненного дорожным кирпичом, составляет 2,5 тонны.
История этого изобретения началась в 2005 году. На родной улице главы Vanku Хенка ван Кейка (Henk van Kuijk) строители затеяли перекладку дорожного покрытия. Это заняло так много времени, что вызвало сильное возмущение местных жителей.
Послушав соседей, Хенк впервые задумался о машине, которая могла бы ускорить прокладку прочных и красивых дорог из брусчатки. Поскольку Vanku - фирма машиностроительная, соорудить опытный аппарат для укладки дорог по задумке босса ей было несложно. После первых проб и показа на выставках Tiger-Stone вызвал интерес у дорожников.
В конце прошлого года произошло знаменательное событие: первый Tiger-Stone ушел клиенту - голландской строительной компании Van den Elshout & De Bont, занятой укладкой мостовых и тротуаров из кирпича и плитки. Дорожники посчитали оправданными немалые расходы на агрегат, который увеличивал темп прокладки дорожного полотна при высоком качестве и снижении утомляемости рабочих.
К тому же с Tiger-Stone существенно облегчилось повторное использование брусчатки, взятой из ремонтируемой дороги. Еще весомый плюс новации. Аппарат сам заезжает на прицеп, после чего платформа разворачивается вдоль дороги.
Главное же преимущество изобретения – это то, как изящно он решает поставленную задачу. Один из руководителей Van den Elshout & De Bont Эдвин Мейс (Edwin Muijs) говорит о Tiger-Stone: «На нас произвела большое впечатление простота этой машины». Надеемся, что и на Вас тоже.