ЭЛЕКТРОМОБИЛИ Mercedes - массовая электрификация
Статьи и публикации |
Инженеры Mercedes давно ведут разработки по ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМ. Ещё в 70-х годах был создан экспериментальный LE-306, способный пройти 70 км без подзарядки. Довольно долгий период без особого прогресса в этой области объяснялся отсутствием технологий, позволяющих делать емкие, относительно легкие и компактные аккумуляторы.
Но в последнее время произошли заметные продвижения в направлении создания аккумуляторов для ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ за счет появления литий-ионных батарей, пошла мода на «зеленые» технологии, и забрезжили перспективы перехода с углеводородного топлива на альтернативные источники.
Электротяга задает тон у альтернативщиков. Все больше машин используют ее не в гибридном сочетании с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), а в чистом виде. Различаются только способы накопления электроэнергии - непосредственной зарядкой батарей от электросети (E-CELL), либо путем ее выработки на борту с помощью топливных элементов, использующих реакцию соединения водорода и кислорода (F-CELL).
Один из известных автопроизводителей Daimler AG под марками Mercedes-Benz и Smart готовит к выводу на рынок целое семейство ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ. Несколько новинок ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ компания представила на техническом форуме в Валенсии.
Smart Fortwo - тихий и ровный
Smart Fortwo - пионер серийной электрификации, автомобиль с непосредственной зарядкой батарей от электросети. Smart Fortwo запушен в мелкосерийное производство в 2009 году и сейчас эксплуатируется на условиях лизинга в парках различных предприятий во многих крупных городах. В ближайшее время программа выпуска Smart Fortwo увеличится соответственно росту интереса к нему частных пользователей. Батарея тяговых аккумуляторов Smart Fortwo располагается под полом в пределах колесной базы, а электромотор - рядом с задней осью. Управление простое - включил, выбрал направление тяги, нажал акселератор и поехал.
У электромобиля Smart Fortwo electric drive динамические свойства на уровне бензинового собрата, а устойчивость и акустический комфорт заметно лучше. Так ездовые ощущения электромобиля Smart заметно отличаются от бензинового Smart. Во-первых, электрический более устойчив благодаря низкому центру тяжести: меньше откидывается назад при начале движения и «клюет» при торможении, крены в поворотах весьма умеренные.
Непривычно работает тормозной привод Smart Fortwo: педаль кажется тяжеловатой для маленькой машинки, свободный ход великоват, а замедлением управлять не очень удобно. Разгон не ахти какой динамичный - примерно на уровне бензиновой модели, но в городе ущербным себя не чувствуешь. А максимальная скорость 100 км/ч позволяет изредка и на загородные шоссе выбираться. Запас хода Smart Fortwo в городском цикле на полностью заряженной батарее 135 км. Предусмотрено два способа зарядки: от обычной розетки за 8 часов или от 400-вольтовой станции за 3 часа.
Эксплуатация такого ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ заметно дешевле, чем традиционного автомобиля: 100 километров пробега обходятся примерно в 2 евро против 6.
А как ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ поведет себя холодной зимой? Заявлена работоспособность батарей и силового агрегата до -25оС. Производитель утверждает, что проводились испытания и до -30оС, однако, если этот ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ работоспособен в условиях европейской зимы, это еще не значит, что он выдержит агрессию отечественных антиобледенительных реагентов.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ А-класса E-CELL
Второй ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ А-класса E-CELL по праву считается семейным: пятидверный, пятиместный, с приемлемым багажником, это следующий логический шаг в электрификации. Тяговый электромотор с системой охлаждения и электронными блоками размешается под капотом, привод, соответственно, на передние колеса. Пол в салоне ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ немного выше, чем в обычном А-классе, это из-за встроенной в сэндвич-структуру кузова большой батареи аккумуляторов, которая в два с лишним раза мощнее, чем у Smart Fortwo. При тех же условиях зарядки, что и у «малыша», А-класс E-CELL может проехать в городском цикле гораздо больше - 255 км, а это уже позволяет каждый день ездить на работу из пригорода даже с учетом пробок. Да и динамические свойства у него посерьезнее: максимальная скорость 150 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает 14 секунд. Шумоизоляция в А-классе лучше, чем у Smart, так что тишина при разгоне удивляет ещё больше. Она, конечно, не полная - электромотор и преобразователь издают характерный гул, но все это в сочетании с шумом качения ничтожно мало в сравнении со звуками традиционного ДВС.
Водородный топливный элемент
Что же делать, если ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ не обеспечивает нужного запаса хода?
Тогда производители переходят на гибридные установки с добавлением ДВС, как это воплощено в MB S400 Hybrid, либо организуют выработку электричества прямо на борту.
На последнем варианте остановимся подробнее, ведь он тоже запущен в серию. Речь о MB B-класса F-CELL. У него тяговый электромотор и батарея аккумуляторов, как у А-класса E-CELL, но подзарядка электричеством производится от топливных элементов, которые работают на водороде и кислороде. Последний содержится в воздухе, а водород хранится в специальном баллоне высокого давления, размешенном из соображений безопасности под полом салона.
Использовать водород выгодно, так как его энергетическая эффективность очень высока, и в сумме с отличным КПД электродвигателя получается великолепный результат.
Система обеспечивает запас хода в 385 км в городском цикле, заправка водородом занимает не более трех минут, так что B-класс F-CELL по удобству эксплуатации приближается к традиционным автомобилям, при условии, что имеется развитая сеть заправочных станций.
«Мы решили ряд сложных задач и обеспечили запас хода почти 400 км за счет выработки электричества на борту из водорода. Теперь нужно интенсивно развивать обслуживающую инфраструктуру. Я уверен, что уже скоро технология F-CELL массово придет на наши дороги», - так оценил перспективы водородных элементов Рональд Грасман, глава подразделения Daimler AG по развитию технологий топливных элементов.
Бесспорные плюсы F-CELL
По динамике и управляемости B-класс F-CELL в некоторых случаях превосходит автомобиль аналогичного размера с двухлитровым мотором – имеется в виду возможность реализовать мощную тягу, начиная с нулевых оборотов электромотора, и низкий центр тяжести, способствующий устойчивости. А затраты примерно эквивалентны расходу 3,3 литра дизтоплива на 100 км - довольно экономично.
Большую роль в этом играет функция рекуперации энергии, которой обладает любой ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ.
Работает она просто: убрал водитель ногу с акселератора, и мотор в режиме торможения становится генератором, подзаряжающим батарею.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ для коммерческих целей
Электротяга распространяется и на легкий коммерческий транспорт. В первую очередь ЭЛЕКТРОМОБИЛИ найдут применение в фирмах, которые четко планируют поездки.
Уже запущена мелкая серия, состоящая из 100 ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ Vito E-CELL. Еще 200 машин запланированы к выпуску на 2011 год. Электромотор в 95 л.с. способен разгонять его до 80 км/ч, а грузоподъемность вэна - 900 кг.
Полностью заряженная батарея Vito E-CELL позволяет выполнять ежедневные пробеги до 80 км с гарантированным резервом энергии, а запас хода в городском цикле составляет 130 км. Большая емкость батареи требует и большего времени зарядки: 6 часов от специальной станции и 12 часов - от обычной розетки.
Переделка Vito под электротягу не повлекла ухудшения эксплуатационных свойств - дорожный просвет, свесы и погрузочные параметры практически не изменились.
Все перечисленные особенности на руку транспортным фирмам - для распланированных поездок электрический Vito подходит как нельзя лучше.
Ложка дегтя
Насчет экологичности ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ не все однозначно. Да, во время езды вредных выбросов действительно не происходит. Но те же аккумуляторы нужно утилизировать, а технологии выработки электроэнергии для зарядных станций тоже не всегда «зеленые». Водород тоже чист при использовании в топливных элементах и даже при сжигании, так как на выхлопе выделяется только безвредная вода. Осталось наладить безвредное недорогое производство и безопасное хранение этого «топлива будущего».
Технические характеристики ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ Mercedes
Цены для продаж ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ частным покупателям пока неизвестны, но иллюзий на то, что они в обозримом будущем станут доступными, питать не стоит. Власти большинства европейских стран обещают существенные субсидии покупателям. В настоящее время ЭЛЕКТРОМОБИЛИ передаются в лизинг транспортным предприятиям.
Технические данные |
Smart Fortwo electric drive |
Mercedes-Benz А-класс E-CELL |
Mercedes-Benz В-класс F-CELL |
Mercedes-Benz Vito E-CELL |
Тип кузова/число дверей/мест (грузоподъемность) |
хэтчбек/3/2 |
хэтчбек/5/5 |
минивэн/5/5 |
фургон/4/(900 кг) |
Длина/ширина/высота/база, мм |
2695/1560/1540/1865 |
3885/1765/1595/2570 |
4270/1775/1605/2780 |
4763/1906/1902/3200 |
Энергетическая установка |
Li-ion аккумулятор |
Li-ion аккумулятор |
Li-ion аккумулятор, топливные элементы |
Li-ion аккумулятор |
Время зарядки от станции/бытовой сети |
3,5/8 |
3/8 (на пробег 100 км) |
заправка водородом |
6/12 |
Тип привода |
задний |
передний |
передний |
передний |
Тип двигателя |
электро |
электро |
электро |
электро |
Максимальная мощность, л.с. |
30 |
95 |
136 |
95 |
Макс, крутящий момент, Нм |
120 |
290 |
290 |
280 |
Максимальная скорость, км/ч |
100 |
150 |
170 |
80 |
Время разгона 0-100 км/ч, сек |
Н/Д |
14 |
11,4 |
Н/Д |
Время разгона 0-60 км/ч, сек |
6,5 |
5,5 |
Н/Д |
Н/Д |
Запас хода по европейскому циклу NEDC, км |
135 |
255 |
385 |
130 |
Розничная цена в Европе, евро (прогноз) |
от 10 200 |
от 30 000 |
от 35 000 |
от 50 000 |
В заключение
Сегодня уже есть ЭЛЕКТРОМОБИЛИ, пригодные для каждодневной эксплуатации в городе. Увеличить радиус действия и сохранить при этом нулевые вредные выбросы позволяет водородная технология F-CELL. Прорыв возможен, если быстро развить инфраструктуру.
Кроме того, некоторые разработки на тему альтернативных двигателей и источников энергии ведутся не только ради удовлетворения жестких экологических требований. Престиж тоже важен, и в результате «гонки технологий» появляются даже электрические суперкары. Одним из таких электрических суперкаров является Mercedes-Benz SLS AMG E-CELL. Но об этом позже.