Система АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ
Статьи и публикации |
NASA успешно разрабатывает новую технологию, которая позволит спускаемым аппаратам автоматически определять безопасный район приземления, перемещаться к выбранному месту и осуществлять идеальную посадку. Данная система АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ позволяет летательным аппаратам осуществлять очень точное приземление с заданными параметрами. В основе системы АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ - оборудование по технологии под названием лидар.
Лидар или LIDAR от английской аббревиатуры Light Identification, Detection and Ranging - технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем, использующих явления отражения света и его рассеивания в прозрачных и полупрозрачных средах.
Летательный аппарат сможет самостоятельно определить вероятность аварии при посадке на конкретный участок поверхности и в случае необходимости выбрать более безопасное место. Это позволит осуществить сложные миссии на Луне, Марсе, астероидах или, возможно, создать безопасный летающий транспорт для использования в атмосфере Земли.
Система посадки, разработанная инженерами исследовательского центра Лэнгли, использует два лидара, лазерный дальномер и обеспечивает все необходимые данные для автоматической, точной и безопасной посадки. Один из основных приборов - это трехмерный флэш-лидар. Он одним импульсом накрывает всю сканируемую местность, используется для обнаружения опасного рельефа и определения подходящего места для посадки летательного аппарата. Второй важный прибор - доплеровский лидар для измерения скорости и высоты летательного аппарата, он применяется для выхода в нужный район и ориентирования. Третий - лазерный высотомер, который корректирует заход на посадку и обеспечивает точное приземление.
В рамках новой программы ALHAT по разработке АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ все три датчика по новой технологии были интегрированы в единую систему.
В июле в летном исследовательском центре NASA им. Драйдена состоялись первые летные испытания полностью интегрированной системы посадки. Высокая производительность и даже большая, чем ожидалось, эффективность работы системы АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ воодушевили инженеров НАСА, которые придают огромное значение именно этому проекту, как ключевому этапу в расширении возможностей летательных аппаратов.
В ходе специального исследования набор датчиков был поднят над рядом разнообразных препятствий, чтобы протестировать возможности системы по обнаружению потенциально опасных объектов на поверхности.
Известно, что работа по программе ALHAT началась еще в 2006 году. Первые испытания в мае 2008 года успешно подтвердили возможности флэш-лидара отображать рельеф местности и обнаруживать опасные объекты. В августе 2008 года доплеровский лидар подтвердил высокую надежность и точность определения вектора скорости и высоты - на 2 порядка выше, чем у радиолокатора. Третья часть испытательных полетов прошла в июне 2009 года, когда флэш-лидар и лазерный высотомер были интегрированы и испытывались в комплексе с целью оценки возможностей по навигации и альтиметрии. Несколько полетов провели над Долиной Смерти и на испытательном полигоне в Неваде на высотах до 5 км. Места специально подбирались с учетом сходства с ландшафтом лунной поверхности. Практическая перспектива таких датчиков - это обеспечение безопасной посадки пилотируемых и автоматических космических аппаратов на поверхность любых внеземных тел.
На недавних испытаниях интегрированный набор лазерных датчиков был установлен в защищенный контейнер, подвешенный к фюзеляжу противопожарного вертолета. Испытания продемонстрировали четкую работу полностью интегрированной системы, установленной на девятитонный вертолет Sikorsky S-64. На борту вертолета в специальном контейнере на карданном подвесе находились все три лазерных прибора со вспомогательными устройствами, включая процессор для формирования трехмерной карты, навигационные фильтры и интерфейс для взаимодействия с человеком.
По статистике, множество авиакатастроф происходят из-за неверной оценки пилотом приборных данных во время посадки или просто из-за того, что летательный аппарат неожиданно для пилота сталкивается с каким-либо наземным объектом.
Успешная реализация программы ALHAT позволит космическим летательным аппаратам в автоматическим режиме исследовать труднодоступные ущелья, надежно приземлять зонды стоимостью в миллионы долларов и обеспечит безопасность пилотируемых экспедиций.
Нельзя забывать и о неоценимой пользе системы АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ и для пилотируемых аппаратов, которые летают в атмосфере Земли. Кроме того, новая технология ALHAT делает реальностью еще одну мечту человека – простой и надежный летающий автомобиль, для управления которым не надо быть асом пилотирования.