РАСПОЗНАТЬ ЛИЦА на фотографиях в Интернете сможет и Яндекс
Статьи и публикации |
«Яндекс» приобрел долю в израильской компании, работающей над РАСПОЗНАВАНИЕМ ЛИЦ на фотографиях. Ее технологию в западной прессе окрестили «революцией в области слежки».
Поисковик «Яндекс», инвестиционная компания Rhodium и несколько частных инвесторов вложили $4,3 млн. в израильскую компанию Face.com - разработчика технологии распознавания лиц на фотографиях.
В «Яндексе» не раскрывают ни точного размера сделанной им в Face.com инвестиции, ни полученной поисковиком доли в компании. Пока остается неизвестным, смог ли поисковик получить контрольный или блокирующий пакет стартапа, однако, знакомый с подробностями сделки источник рассказывает, что генеральный директор компании «Яндекс» вошел в совет директоров Face.com. и сделка по приобретению доли Face.com была завершена еще в августе 2010 г.
Face.com был основан в 2007 г., и в 2009 г. сумел привлечь инвестиции в сумме $1 млн. от пяти инвесторов, включая собственных основателей и израильский фонд Rhodium, специализирующийся на ангельских и венчурных инвестициях. Нынешний раунд инвестиций - второй для стартапа.
Стартап Face.com приобрел широкую известность после размещения им в социальной сети Facebook приложения для РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ на фотографиях и последовавшей публикации в Telegraph в августе 2010 г.
Согласно приводимым в публикации данным разработчика, технология Face.com способна, проанализировав детали лица на фотографии, в 9 случаях из 10 правильно идентифицировать изображенного на ней человека.
Программа анализирует положение рта, носа и ушей человека на фотографии. Затем она ищет в Интернете изображения, отвечающие тем же характеристикам. «Вы фактически можете найти людей на любой фотографии. Это может быть поиск членов семьи на сайте Flickr, в газетах, или на видео», - рассказал Гил Хирш (Gil Hirsch), руководитель этого проекта.
В числе возможной сферы применения Face.com - автоматическое опознание людей в районах катастроф. При необходимости, применяя ту же технологию, изображения того же человека можно найти в Сети, например, на фотохостингах.
Подобные программы РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ раньше были только в распоряжении правительственных организаций, например, пограничной службы Великобритании или работали в рамках социальных сетей. Сторонники широкого распространения программы распознавания лиц на фотографиях заявляют, что она позволит установить историю семьи или искать тех, кто теряется в результате гуманитарных катастроф, таких как наводнения в Пакистане.
Британское управление по информации (Information Commissioner's Office) заявило, что нет никаких препятствий со стороны закона для использования программы по РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦ. Однако далеко не все согласны с этической стороной широкого распространения таких технологий. «Чиновники никогда не стремились к защите личной жизни людей в Интернете. Мы должны добиваться более строгих международных ограничений», - заявил Саймон Дэвис (Simon Davies), представитель компании Privacy International, Великобритания.
Напомним, что в 2008 году ученые из университета Пенсильвании (Penn State University), США, разработали новую технологию, позволяющую вести поиск цифровой фотографии по ее содержанию. Разработку, названную Automatic Linguistic Indexing of Pictures in Real-Time (ALIPR), предполагается использовать как для поиска фотографий в Интернете, так и на домашних компьютерах. Программа должна самостоятельно определять, что изображено на фотографии, и выделять такие объекты как здания, пейзажи и людей, самостоятельно определяя ключевые слова для фотографии, по которым будет вестись поиск в дальнейшем.
Также и исследователи из Великобритании предложили использовать компьютерное 3D-сканирование лиц для распознавания генетических болезней. Технология была представлена еще в 2007 году на научном фестивале в Йорке и, по словам авторов разработки, работает с 90%-ной точностью. Более 700 генетических отклонений в той или иной мере отражаются на чертах человеческих лиц, и существует много генетических отклонений, при которых лица людей могут иметь те или иные необычные черты. Новейшие компьютерные программы могут быстро сравнивать лица людей с изображениями пациентов с генетическими отклонениями, которые уже хранятся в базе данных.
Что касается проекта Face.com, то после того, как API Face.com стал доступен для сторонних разработчиков, издание Gizmodo назвало Face.com «революцией в области слежки», а Саймон Дэвис подчеркнул, что сам факт беспрепятственного распространения этой технологии показывает, что закон недостаточно защищает приватность личности в Сети.
Представитель «Яндекса» считает «технологии РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ, разрабатываемые Face.com, уникальными, которых, пожалуй, нет ни в одной поисковой компании».
Интересно, что приобретение «Яндексом» доли в Face.com стало вторым за последнюю неделю случаем инвестиций в компанию, работающую над распознаванием образов. 20 сентября 2010 г. был закрыт шведский онлайн-сервис Polar Rose, разрабатывающий собственную технологию распознавания. Сообщение на главной странице сервиса Polar Rose извещало, что закрытие сервиса произошло в соответствии с пожеланием его «нового крупного партнера», с которым начала сотрудничать команда разработчиков.
Рыночные источники сообщили зарубежным техноблогам, что упомянутым «новым крупным партнером» стала компания Apple, купившая Polar Rose за сумму более $22 млн.
При этом совет директоров другого крупного игрока на рынке распознавания образов - Google – испытывает некоторое разочарование в этой технологии. Хотя она применяется в фотохостинге Google Picasa, в сервис Google Goggles, позволяющий искать в Сети объекты, сфотографированные на камеру мобильного телефона, она не попала.
Для «Яндекса» распознавание образов - одно из важных направлений перспективных разработок. В программе привлечения стартапов, начавшейся летом 2010 г., «РАСПОЗНАВАНИЕ ЛИЦ, штрих-кодов, объектов на картах» стоит на второй строке в списке приоритетов компании.
Как рассказали в «Яндексе», Face.com - это вторая компания, приобретенная поисковиком в рамках программы поиска стартапов. Сейчас в очереди на инвестиции поисковика находится около десяти компаний, а первой из них был «маленький разработчик приложений для iPhone», чье приложение «Яндекс.Метро» несколько дней назад стало доступно в App Store.