Как подготовить и представить БИЗНЕС-ПРОЕКТ для инвестора
Статьи и публикации |
Создание БИЗНЕС-ПРОЕКТА и подготовка резюме проекта – важный и ответственный шаг в деле поиска инвестора. При оформление инвестиционного проекта необходимо учитывать специфику мышления инвестора и стараться максимально заинтересовать его своим предложением.
Не забывайте, что это первый шаг – это знакомство инвестора с Вашим БИЗНЕС-ПРОЕКТОМ. И тут действует общее правило – краткость сестра таланта.
Нет совершенно никакой необходимости указывать большой объем информации, «грузить» инвестора сложными техническими данными. У инвестора не так много времени, а поток инвестиционных проектов очень большой. Поэтому основная задача резюме проекта – привлечь к себе внимание инвестора, расположить его к дальнейшему общению.
Остановимся кратко на основных полях, которые заполняет предприниматель или автор бизнес-идеи при оформлении инвестиционного проекта и дадим краткие рекомендации как повысить эффективность БИЗНЕС-ПРОЕКТА.
Область бизнеса
Казалось бы достаточно очевидно поле. Но и здесь случаются иногда ошибки и неточности. Если в списке нет точного определения Вашей сферы деятельности, постарайтесь выбрать максимально близкую к Вам область бизнеса. Правильно указав свою сферу деятельности - Вы сэкономите время и инвестору, и себе.
Неправильно:
Интернет-магазин - это торговля через интернет, а не интернет-проект.
Правильно:
Социальная сеть для интернет магазинов – вот это интернет-проект.
Название БИЗНЕС-ПРОЕКТА
Название БИЗНЕС-ПРОЕКТА должно отражать суть проекта, самую ключевую информацию. Постарайтесь избегать общих и заезженных фраз: «ищу инвестора или партнера», «самый лучший проект», «супер выгодный проект» и так далее.
Также не рекомендуем называть инвестиционный проект названием Вашей компании, услуги или продукта. Многие могут просто не знать, что «У Петровича» - это лучший магазин спиртных напитков в районе Бутово города Москвы. Лучшим названием для инвестора станет краткая суть проекта.
Неправильно:
Детская сказка – все лучшее для детей.
Правильно:
Магазин по продаже детских товаров шаговой доступности.
Бизнес-идея
В данном поле необходимо кратко раскрыть суть Вашего бизнеса. Необходимо указать, какая у Вас бизнес-модель, на чем Вы собираетесь зарабатывать и как.
Не забывайте, что именно это поле показывается в ленте всех проектов, его инвестор увидит в первую очередь и это Ваш способ привлечь внимание к своему инвестиционному проекту.
Избегайте словосочетаний «самый лучший бизнес», «такого еще никто не делал», «революция на рынке…».
Неправильно:
Такого продукта нет в России и нигде! Супер-мега беруши (береги уши) для ушей!
Правильно:
Производство беруш розового цвета с перьями для людей нетрадиционного склада ума. Продажа через розничные сети.
Что Вы будете продавать
Что Вы предлагаете своим потенциальным потребителям? Товары, услуги, новые технологии или что-то, что еще никто не продавал. Очень важно точно указать, что именно Вы собираетесь продавать. Особенно для производственных проектов, где всегда есть два варианта: собственное производство продукта или продажа технологии производства продукта.
В этом поле не надо описывать преимущества Вашего продукта перед другими, достаточно только назвать конкретный продукт.
Неправильно:
Профилактика вирусных заболеваний путем ограничения больного в пространстве.
Правильно:
Наручники медицинские для приковывания больного к кровати.
Кому и где Вы будете это продавать
В этом поле крайне важно 2-а момента: правильно указать рынок, на котором Вы собираетесь работать и описать Вашего потенциального клиента.
Если необходимо, укажите территориально область своей деятельности. Также не забудьте упомянуть о конкурентах.
Неправильно:
В нашем районе нет ресторана и все пойдут ко мне.
Правильно:
Я собираюсь работать на рынке ресторанных услуг в среднем ценовом сегменте в Москве. Мои клиенты - участники телепроекта «Дом 2» с фанатами и поклонниками.
В чем заключается конкурентное преимущество
В чем ценность Вашего продукта для клиента? Почему он его покупает? Чем Вы лучше своих конкурентов?
Если у Вашего продукта действительно нет прямых конкурентов, наверняка найдутся косвенные.
Внимательно проанализируйте рынок, не забывайте о зарубежных аналогах. Можно пойти путем ответа на вопросы: какую потребность решает мой продукт? Как эта потребность решается на данный момент? Все ответы есть указания где и как искать конкурентов.
Неправильно:
Конкурентов нет, мы самые лучшие и номер один в мире.
Правильно:
Прямых конкурентов в России на данный момент нет. Ведутся подобные разработки на островах Барбадос и Кальвадос. Косвенными конкурентами могут выступать бубны обыкновенные.
Стратегия развития
Каким вы видите будущее своего бизнес-проекта? Как будет развиваться бизнес? Каких целей планируете достигнуть через год, три года, пять лет? Какими методами и средствами планируете достигать этих целей. Постарайтесь быть максимально конкретными.
Неправильно:
Развить сеть заводов по всему миру через 10 лет и я ее президент.
Правильно:
Планирую через 3 года иметь три завода общей мощностью 100 тонн продукта в месяц и оборотом 30 млн. рублей.
Бюджет проекта
Здесь необходимо указать, в каком диапазоне находится необходимая Вам сумма инвестиций. При просчете инвестиций не забудьте учесть затраты на маркетинг, налоги, затраты на поддержания бизнеса до выхода на самоокупаемость.
Планируемая прибыль
Чтобы БИЗНЕС-ПРОЕКТ заинтересовал инвестора, необходимо доказать финансовую привлекательность проекта.
Самым понятным на языке инвестора будет описание финансовой части в виде инвестиционных показателей: IRR, NPV, PV и так далее.
Рассчитать показатели Вы можете, воспользовавшись специальным программным обеспечением или в Excel. Либо Вы можете расписать потоки денежных средств по годам, указать, когда проект окупиться и сколько Вы планируете заработать на проекте.
Неправильно:
Прибыль 1000% через полгода.
Правильно:
Срок окупаемости проекта составляет 5 лет. Выручка проекта через 5 лет будет составлять 100 миллионов в год, прибыль 30 миллионов в год.
Команда БИЗНЕС-ПРОЕКТА
Люди – главный капитал компании. Есть ли у Вас команда единомышленников, людей, готовых работать вместе с Вами? Сколько человек в Вашей команде? По возможности, опишите распределение обязанностей и опыт работы на этом рынке.
Неправильно:
Команда мне пока не нужна.
Правильно:
В моей команде Коля (опыт работы на этом рынке 5 лет, должность – инженер-конструктор) и Степан Николаевич (опыт работы на данном рынке 20 лет, должность – исполнительный директор). Планирую нанять 5 рабочих, 10 менеджеров и одну секретаршу.
Дополнительная информация
Есть еще что-то, что Вы считаете необходимым сообщить инвестору о своем БИЗНЕС-ПРОЕКТЕ? Используйте это поле. Хорошим тоном считается, если Вы расскажите, на какой стадии сейчас находиться проект, есть ли у Вас бизнес-план, есть ли зарегистрированные патенты. В общем, любая информация, которая говорит о том, что Ваш инвестиционный проект не просто бизнес-идея, а уже имеются наработки.
Неправильно:
Подробности расскажу при встрече.
Правильно:
На данный момент имеется зарегистрированный патент, проведены предварительные переговоры с поставщиками и покупателями, заключен договор аренды.
Еще несколько советов о том, что стоит, а чего не стоит делать, чтобы привлечь внимание инвестора:
- Советуем избегать фраз «всю важную информацию пришлю по запросу», «на все вопросы отвечу только при личной встрече». Возникает ощущение, что главную суть проекта можно узнать только на личной встрече. Зачем тогда нужно описание проекта?
- Не стоит заваливать инвесторов письмами с просьбой посмотреть Ваш проект и присылать им дополнительную информацию без получения согласия. Уважайте время и желание инвестора.
- Прислушивайтесь к комментариям инвесторов и других предпринимателей. Это может оказаться очень полезной информацией для развития БИЗНЕС-ПРОЕКТА.
- Не забывайте вносить изменения в описания проекта. Если со временем что-то меняется, появляются новые идеи, выполняются какие либо работы и т.д. - не забывайте обновлять информацию по проекту и рассказывать об этом заинтересованным партнерам.