ПРЕЗЕНТАЦИЯ БИЗНЕСА для IPO и других размещений ценных бумаг
Статьи и публикации |
Правильно подготовленная ПРЕЗЕНТАЦИЯ бизнеса или инвестиционного проекта определяет успех предстоящего роад-шоу (Road Show) российских компаний или венчурных компаний, планирующих IPO.
Road Show - важнейший элемент практической подготовки компании-эмитента при выпуске её ценных бумаг (облигации, акции, и т. д.), в том числе при первичном публичном размещении (IPO). Это серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками.
Содержание Road Show - тщательно подготовленная эмитентом и андеррайтером ПРЕЗЕНТАЦИЯ деятельности компании, её финансового положения, результатов деятельности, рынка, продуктов и услуг. Презентацию ведёт руководство компании, которое после презентации отвечает на вопросы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ компании показывает практически потенциальным инвесторам возможности компании и способность руководства грамотно управлять ею.
Руководству компании необходимо хорошо подготовиться к Road Show. Самого проспекта эмиссии недостаточно для представления. В ходе встреч могут возникнуть вопросы касательно специфики деятельности компании и её дальнейших планов работы.
На успех публичного размещения существенное влияние окажет впечатление, произведённое руководством на потенциальных инвесторов и брокеров.
Рассмотрим основные рекомендации в области создания и подготовки таких ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Когда нужна ПРЕЗЕНТАЦИЯ?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ бизнеса, в известной степени, та же реклама. Но весьма специфического свойства. Такая бизнес ПРЕЗЕНТАЦИЯ нацелена на довольно узкий круг специалистов, как правило, несколько десятков человек, которые отличаются здоровым цинизмом и консерватизмом, не испытывают никакой изначальной симпатии ни к Вашему бизнесу или инвестиционному проекту, ни к Вашим бумагам.
Их интересует потенциальная доходность и прибыльность, причем не сама по себе, а в сравнении с рынком. Надежность Вашей компании также воспринимается в терминах денег - от нее зависит, по какой цене будут размещены бумаги.
Встречают, как известно, по одежке, поэтому качественная презентация снижает дисконт при размещении, то есть приносит Вам деньги.
А что считать качеством подготовка ПРЕЗЕНТАЦИИ рассмотрим ниже.
Хорошая ПРЕЗЕНТАЦИЯ решает следующие задачи:
- Объясняет и закладывает в умы потенциальных инвесторов Ваши базовые тезисы.
Вы надежны, прибыльны, Ваш бизнес устойчив, а долги невелики относительно активов и доходов.
- Создает впечатление и формирует окраску Вашего бизнеса. Работает на бренд.
Это очень важный пункт, часто недооцениваемый, особенно при IPO. ПРЕЗЕНТАЦИЯ работает тут на переднем краю. Именно из-за этого пункта инвестиции в подготовку ПРЕЗЕНТАЦИИ окупаются многократно.
- Остается на память.
Каждый, уходя с Road Show, несет в руках папку с документами и DVD-диском. А то, что можно потрогать и унести - воспринимается уже почти как свое.
Кто работает над ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ?
В большинстве случаев над подготовкой ПРЕЗЕНТАЦИИ работают профессионалы - инвестиционный банк и/или компания-консультант.
Они готовят отчет о компании, анализируют цифры. Работать с профессионалами одно удовольствие – это и общий язык общения, и общие ценности, и взгляды на вещи. Понятная логика и разумные аргументы – один из элементов взаимодействия.
Компания-изготовитель презентации должна иметь команду в составе специалистов по убеждающей коммуникации, а также аналитиков с бизнес-образованием. Им необходимо из отчета инвестиционного консультанта отобрать самое важное, нужное и, что очень важно, интересное. Интерес - ключ к успеху. Они готовят презентацию «по сути» - и передают дизайнерам и аниматорам. Дизайнер и группа специалистов по компьютерной графике занимаются подбором визуальных образов и их воплощением. Аналитик следит за тем, чтобы визуальное решение презентации строго соответствовало бизнес-задачам, а дизайнер - за тем, чтобы оно отвечало имиджу компании и вызывало положительные эмоции. Дизайн - еще один ключ к успеху. Координирует все действия менеджер проекта.
Заказчик, как правило, в лице CFO или CEO, контролирует и стратегически направляет процесс.
Из чего состоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ?
Рассмотрим стандартный план ПРЕЗЕНТАЦИИ для Road Show.
Начало, вступление
Эффектная заставка на 5-7 секунд позволяет моментально добиться тишины и внимания.
Затем на 2-3 слайдах необходимо представить компанию, и сразу выдать все самое интересное. Это важный принцип убеждающей коммуникации и драматургии. Не надо долгих подводок - начинаем сразу с главного.
Что за бизнес, какова доля рынка, каковы продажи и доходы, важнейшие конкурентные преимущества и ключевые факторы успеха.
Обзор рынка и индустрии
Объем и динамика рынка, конкуренция (здесь повторяем про нашу долю - второй раз!), сильные и слабые стороны, возможности и риски.
На это уходит обычно 5-7 слайдов.
Описание компании и бизнеса
Структура собственников, основные активы, где и как зарабатываем (структура доходов), кто наши клиенты, главные расходы, эффективность бизнеса, другие важные особенности.
Эта часть - ключевая. Инвестиционный консультант в отчете напишет почти обо всем, будут приложены отчеты о прибылях и убытках и баланс.
Задача ПРЕЗЕНТАЦИИ - показать основные цифры и заострить внимание на самом важном и интересном. Например, показать, что в структуре расходов энергоносители занимают малую долю, а значит, бизнес мало зависит от цен на нефть, а клиентская база такова, что даже уход крупнейшего клиента уменьшит доходы всего на 4%. Повторяем основные конкурентные преимущества второй раз.
На все - 7-8 слайдов.
Что-то еще
В этот раздел попадает все уникальное, что есть в компании и в бизнесе. Он очень специфичен и не подается обобщению.
Объем примерно 2-3 слайда.
Финансы
Перекликается с пунктом №3 (Описание компании и бизнеса), но на этот раз имеет довольно жесткую структуру. Показываем основные строки из отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, заостряем внимание на красноречивых цифрах. То же - с балансом. Даем основную финансовую статистику - EBITDA/interest и debt/EBITDA.
Количество слайдов - 5-6.
Инвестиционная политика и контроль
На что пойдут привлеченные деньги, почему это правильно, еще раз о гарантиях безопасности и надежности компании - теперь уже с точки зрения внутренних рисков.
2-3 слайда.
Бумага
Собственно, рассказ о размещаемом инструменте. Обычно хватает одного слайда. Часто «бумаге» уделяется отдельный доклад и отдельная презентация, но это уже не «презентация компании».
Заключение
Часто это несколько слов первого лица компании о том, чего он хочет добиться.
1 слайд, 10-20 секунд.
В сумме ПРЕЗЕНТАЦИЯ занимает не более 15-ти минут.
Как все происходит?
Здесь два варианта.
Презентационная графика используется как сопровождение доклада человека. Технически это так: DVD-плеер или ноутбук подсоединяется к плазменной панели, и докладчик докладывает, управляя показом при помощи пауз и пунктов меню.
Презентационная графика озвучивается диктором (за кадром) и первыми лицами компании (в кадре) и проигрывается до начала персональных ПРЕЗЕНТАЦИЙ. В этом случае она должна быть не длиннее 10 минут, и скорее напоминать информационный бизнес-видеоклип, нежели презентацию.
Часто применяются и первый, и второй вариант вместе.
Что такое хорошая ПРЕЗЕНТАЦИЯ?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ считается хорошей, если:
- в ней выделено главное, и это главное повторяется 2-3 раза под разными углами
- этого «главного» не много - 3-4 тезиса
- презентация бизнеса интересна и увлекательна
- она помогает понять отчет о прибылях и баланс, выделяя в нем самое существенное
- презентация подготовлена честно
- в ней отсутствуют ошибки и несовпадения
- дизайн профессионален - все легко читается, понятно и красиво
- визуальные образы и анимация функциональны, т.е. подчеркивают факты и цифры, а не красуются сами по себе
- презентация работает на успех мероприятия
- презентация не длиннее 15-ти минут
Важно
Было бы наивно думать, что ПРЕЗЕНТАЦИЯ, насколько бы замечательной она не была, даст пытливому уму инвестора ответы на все вопросы. В лучшем случае - она заинтересует, вызовет положительные эмоции, и направит интерес в выгодном для компании ключе.
Сам же интерес необходимо удовлетворить предоставлением всех необходимых материалов (годовой отчет, аналитический отчет) в печатной форме. Со всеми цифрами, с подробным разъяснением затронутых в презентации тем.
Только сочетание хорошей ПРЕЗЕНТАЦИИ и доступности всех цифр и документов вызывает доверие и уважение инвестора.