Интернет СТАРТАПЫ - итоги 2010 года и перспективы
Статьи и публикации |
Подводя итоги 2010 года, не будем обсуждать новые проекты, зададим вопросы человеку, который знает, что такое СТАРТАП и как добиться успеха в осуществлении startup-а.
Аркадий Морейнис - не просто предприниматель, составивший свое состояние на интернет-проектах, не просто инвестор, он - легенда многих СТАРТАПОВ. Его знает каждый, кто задумывался о собственном деле, и не только задумывался, а и начинал.
И сейчас Аркадий Морейнис поделится своими впечатлениями о результатах интернет-проектов и интернет-СТАРТАПОВ за прошлый год, и сделает небольшой прогноз на 2011 год.
Вопрос: Можно ли говорить о том, что сейчас происходит некий всплеск, бум СТАРТАПОВ?
А.М.: Число проектов, создаваемых с нуля, растет по большей части за счет того, что люди начинают осознавать, что придумать и сделать себе свою собственную работу интереснее и проще, чем искать ее и наниматься в большую компанию с определенным корпоративным этикетом. Тем более что сейчас стало очень легко заниматься любимым делом и строить бизнес по своим правилам - деньги на рынке есть, инвесторы стремятся найти новые проекты и готовы в них вкладываться. Проводится множество мероприятий, помогающих молодым предпринимателям на самой ранней стадии.
Вопрос: Многие крупные компании, например «Яндекс», Microsoft, заявляют о поддержке инновационных проектов. Это действительно работает?
А.М.: Microsoft раздает гранты перспективным проектам, «Яндекс» - покупает интересные для себя СТАРТАПЫ и команды. Это, конечно, работает, но в то же время при создании интернет-проекта нельзя полностью рассчитывать на поддержку со стороны. Помочь всем нельзя и, когда ты начинаешь свой проект, на самой ранней стадии рассчитывать надо только на себя.
Вопрос: Назовите несколько самых ярких, интересных, успешных, дорогих СТАРТАПОВ, появившихся или раскрутившихся в 2010 году.
А.М.: К сожалению, не могу назвать ни одного яркого российского СТАРТАПА, появившегося в 2010 году.
Вопрос: Какие отрасли и направления популярны? Есть ли пустующие ниши, в которых пока не создано хороших интернет-проектов?
А.М.: Перспективные области для развития, в частности в России, есть, причем немало. Проблема в нежелании их искать.
Модно делать геосервисы, и люди торопятся заняться этим, не задумываясь о том, что они просто хотят действовать как все остальные. И где тут кроется новая идея?
Как только проекты начинают покупать, значит, ниша заполняется и найти в ней свободное место для себя становится сложнее.
Настоящие инновации не там, где много покупают, а там, где много думают.
Вопрос: В чем залог успеха СТАРТАПА - в идее, технологии, раскрутке, связях?
А.М.: Для того чтобы запустить успешный startup, в равной степени нужны и оригинальная идея, и качественное исполнение, и определенные связи, маркетинг и продвижение, но, как ни странно, в конце концов успех зависит только от везения. Пойдет, не пойдет - как повезет.
Вопрос: Можно ли оценивать успех СТАРТАПА в зависимости от того, кто его создал - компания с собственными ресурсами или же несколько энтузиастов?
А.М.: Успех СТАРТАПА не зависит от того, кто его создал: компания или группа энтузиастов. Как ни удивительно, но больше успешных стартапов сделано группой энтузиастов, чем крупными компаниями. Чтобы проект «выстрелил» - команде нужно сосредоточиться на своей цели и совместить усилия. Чем больше сотрудников в компании, тем тяжелее принимаются решения, тем чаще суть проекта размывается среди десятков директоров и отделов. Небольшой группе замотивированных лиц проще договориться и определить приоритеты в работе - они открыты и готовы слушать, меняться и быстро расти.
Вопрос: Каковы прогнозы на несколько лет вперед? Будет ли расширяться сообщество стартаперов? Появятся ли какие-то новые направления в разработке интернет-проектов? Как будет меняться отношение инвесторов к новым проектам?
А.М.: Новые направления, безусловно, возникнут. Интернет в России сейчас развивается. Опять же, свободных ниш много, так что места для появления новых стартапов хватает. Динамика не только сохраняется, но, надеюсь, впрочем, я даже уверен в этом, - она будет расти и в дальнейшем.
Интерес инвесторов повышается прямо пропорционально количеству новых успешных сделок, что собственно, сейчас и наблюдается.