ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС - основные правила ведения
Статьи и публикации |
Слово ВЕНЧУР уже постепенно входит в моду в России.
При этом культура венчурного финансирования в России пока только формируется. Основная проблема - отсутствие потенциальных объектов для венчурного инвестирования с четким бизнес планом и командой для реализации венчурного проекта.
Текущий экономический кризис принес российскому инвест сообществу доказательство одного очевидного факта - надежными являются инвестиции, создающие стоимость.
Приобретать актив, стоимость которого может вырасти только в силу общего роста стоимости активов на рынке, более рискованно, чем искать недооцененные активы. А искать недооцененные активы более рискованно, чем инвестировать в создание активов. Другими словами, создание эффективных активов - лучший вариант инвестиционной стратегии.
Венчурный рынок должен вырастать с нуля. Можно ожидать создания большого количества венчурных фондов, управляемых непрофессионалами и даже жуликами, и, как следствие - существенных потерь, скандалов и проблем.
С другой стороны, сегодня уникальная для российских капиталов и венчурных компаний ситуация: из-за кризиса многие проекты в мире остановились без инвестиций, поэтому инвестировать можно на условиях лучших, чем год-два назад. В этой связи хочется отметить базовые правила ведения венчурного бизнеса, отработанные в США.
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС и венчур - это рискованный бизнес
Около 90% новых проектов в мире заканчиваются неудачей. При хорошем отборе и селекции проектов - только 1 из 3 венчурных проектов приносит на пятилетнем горизонте IRR (Internal Rate of Return - внутренняя норма доходности) выше 50%, второй - от 10% до 20%, а третий банкротится. Это соответствует среднему показателю IRR 25%, что и можно считать бенчмарком.
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС - ложные гарантии
Как правило, startup проекты делаются менеджерами, которые не могут вложить в дело значительных финансовых средств. Их персональная гарантия ничего не стоит. Часто венчурные инвесторы требуют больших пакетов акций венчурных компаний, забывая, что акции неуспешной компании ничего не стоят.
ВЕНЧУРНЫЙ ПРОЕКТ - бизнес идея важнее дохода
Неопытные венчурные инвесторы смотрят данные DCF (Discounted Cash Flow - дисконтированный денежный поток) с высоким ожидаемым доходом. Но нет ничего легче, чем подогнать DCF-модель. Малейшие изменения нескольких параметров, и любой венчурный проект становится крайне прибыльным. Если же проект стоящий, сочетает ценность для будущих потребителей и уникальность предложения, то опытный менеджмент всегда сможет сделать его прибыльным, тем самым снизив риски венчурных инвесторов.
ВЕНЧУРНЫЙ ПРОЕКТ - устойчивое конкурентное преимущество
Одно из основных условий успеха венчурного проекта - наличие устойчивого конкурентного преимущества (SCA - Sustainable Competitive Advantage).
Часто венчурные инвесторы обращают внимание на другие стороны венчурных проектов, которые имеют слабое отношения к успеху. Это новизна - 99% изобретений не применяются, и не дают прибыли. История успеха тех, кто проект предлагает - новый венчурный проект имеет те же шансы на успех, а может и больше. Наличие других венчурных инвесторов - дураков не меньше, чем умных. Объем рынка - товар может быть не востребован.
Не верь презентации
Создатели проектов имеют мало отношения к управлению проектом венчурной компании, так что качество презентации ничего не говорит о качестве проекта. Опытные венчурные капиталисты никогда не ориентируются на чужую презентацию - их сотрудники сами создают материалы для оценки. Другое дело особые Управляющие Компании, специализирующиеся на отборе, подготовке, запуске и управлении венчурными компаниями.
Доверяй экспертам
Не стоит думать, что кто-то может оценивать проекты на базе лишь предпринимательского чутья. Минимальные приукрашивания способны слабый венчурный проект превратить на бумаге в хороший. Для фильтрации таких украшений необходимы и эксперты, и грамотный бизнес-план.
Не верь экспертам
К сожалению, не существует на 100% объективных и компетентных экспертов в области венчурного бизнеса. Любой эксперт в оценку венчурного проекта и заключение внесет субъективизм и свой личный опыт, часто случайный, личное отношение к авторам проекта и свое понимание задачи, свою ментальность и т.д.
Мотивация авторов проекта, менеджмента и инвестора должна быть пропорционально высокой
Часто венчурные инвесторы добиваются более выгодных условий, чем у менеджмента. Это заканчивается проваленными проектами. Правильнее, когда менеджер получает столько, сколько запрашивает. Лучше всего, если он участвует «в доле» венчурного бизнес и тоже является инвестором венчурного проекта.
Менеджеры, инвестирующие в проект существенно большую долю своего состояния, чем инвестор, ведут себя более консервативно и полностью посвящают себя проекту, а инвестор дистанцируется. Определенный компромисс и «золотая середина» в размерах венчурных инвестиций - хорошая гарантия успеха проекта и здоровой мотивации всех участников венчурного проекта.
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС - диверсификация и снижение рисков
То, что в среднем каждый третий проект приносит высокий IRR не значит, что один из трех проектов станет высоко прибыльным. С вероятностью около 30% это будет не так. Стоит инвестировать не менее чем в 10-12 проектов, а в некоторых областях, где риски выше, в 20-25 венчурных проектов одновременно, чтобы обеспечить себе статистически достоверные доходы.
Оставляй выход открытым и пользуйся им
Любой венчурный проект максимально успешен только на определенном этапе. Этот успех надо поймать и выйти из проекта вовремя. Такое действие контр интуитивно, хочется подольше участвовать в хорошем проекте с перспективой продолжения получения высокой доходности. Все губит жадность. Так, например Стивен Дженнингс не продал Ренессанс в 2007-м за $4 млрд., а в 2008-м продал 50% всего лишь за $500 млн. Правильно оценить, и нащупать стадию «выхода» - это искусство венчурного предпринимателя.
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС - то ли еще будет …
Не стоит ждать, что Вам предложат инвестировать в новые Google или Apple - таких проектов не более одного на 100 тыс. Вам не избежать и потери лучших проектов. Кавасаки отказался руководить Yahoo!, Мидоу - инвестировать в Starbucks. В общем, в венчурном бизнесе надо иметь чувство юмора и железные нервы. И помнить, что только он является контр цикличным и способным приносить 20-25% IRR на протяжении десятилетий. Перефразируя Черчилля: «ВЕНЧУР - безусловно, худшая форма инвестирования, если не считать всех остальных».