РЫНОК IPO в секторе информационно-коммуникационных технологий
Статьи и публикации |
После кризисного 2009 года восстановление рынка IPO в прошлом году сочеталось с диспропорциональным ростом мультипликаторов оцениваемых компаний. Возвращается ли рынок на 10 лет назад в эпоху бума дот-комов или новая волна эмитентов сможет конвертировать интерес инвесторов в долгосрочные доходы?
По итогам 2010 года, по данным Renaissance Capital, количество IPO в мире возросло с 177 до 478, а объем сделок в денежном выражении - со 106 до 235 млрд. долл.
На технологический сектор пришлось около 150 IPO объемом свыше 19 млрд. долл. По сравнению с 2009 годом рынок hi-tech IPO вырос втрое по числу сделок и вдвое по объему.
Американский рынок IPO восстановился после кризиса. В течение 2010 года на NASDAQ и NYSE состоялось 42 IPO (15 - в 2009 г.) технологических компаний, привлекших 5,3 млрд. долл.
Рынок IPO восстановился благодаря китайским эмитентам, проведшим 41 IPO, из них треть - в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На китайские площадки пришлось свыше 40 размещений, собравших 7 млрд. долл. Продолжающийся рост числа абонентов делает китайский сектор интернета одним из наиболее привлекательных для глобальных инвесторов.
В декабре ажиотаж достиг максимума вокруг двух эмитентов.
Первый - портал видеороликов Youku.com, привлекший 203 млн. долл. Одна из причин спроса на акции портала - запрет на работу на территории Китая его основного конкурента - YouTube, контролируемого Google. В первый день торгов акции Youku выросли на 161% - до максимума за последние пять лет на американских биржах с момента IPO китайского поисковика Baidu. Выручка за последний квартал составила 93 млн. долл., удвоившись по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, за девять месяцев 2010 г. убыток Youku составил 25 млн. долл., хотя годом ранее он был равен 20 млн. долл.
Проблемы компании и в том, что в Китае уже действует ряд конкурентов в этом сегменте, например Tudou. Есть и крупные порталы - Sina и Sohu, изначально развивавшиеся как новостные ресурсы, исторически имеющие сильные позиции на рынке Китая. Их прибыль превышает 100 млн. долл. ежегодно, что дает им преимущество в конкуренции с новыми площадками. Sina недавно заключила эксклюзивное соглашение с лигой NBA, которая популярна в Китае.
Второй «горячей» китайской компанией стала Dangdang, крупнейший в стране электронный магазин по торговле книгами и «сопутствующими товарами» (средствами по уходу, товарами для детей и одеждой). Получив на размещении 272 млн. долл., акции Dangdang в первый день торгов выросли на 87%.
Однако и среди китайских эмитентов случались провалы. Фонд Sequoia, в свое время удачно инвестировавший в Google, вывел на NASDAQ портал Sky-mobi, торгующий приложениями для мобильных телефонов. Компания смогла продать акций на 58 млн. долл., но в первый день торгов ее бумаги рухнули на 25% - худший результат с 2007 года.
Помимо Китая актуальными в 2011 году остаются инвестиции в социальные сервисы - Facebook и портал скидок Groupon. Аналитики ожидают от них выхода на IPO в ближайшее время.
Оценки Facebook, по данным последнего раунда инвестиций, состоявшегося в январе 2011 года, доходят до 50 млрд. долл., что превышает выручку 2009 г. в 200 раз. Однако некоторые аналитики предостерегают от поспешных вложений в крупнейшую социальную сеть, указывая, что при разумных предположениях относительно темпов роста выручки (снижение с 150% в 2010 г. до 12% в 2015 г.) и сохранения текущего уровня рентабельности (20% по чистой прибыли) справедливая стоимость компании составляет 10-15 млрд. долл.
Индийские и ближневосточные площадки, активные в 2008-2009 гг., были не столь популярны - на них прошло считанное количество IPO. В связи с революцией в Тунисе в январе 2011 г. отложено до второго квартала IPO оператора Tunisie Telecom, в котором государству принадлежит 65%. Соседняя Ливия планирует IPO государственных сотовых операторов Al Madar Telecomm и Libyana в апреле. Однако планы по открытию своего телеком-сектора для иностранных инвесторов Ливия объявила еще в 2007 г., так что сроки IPO могут быть снова отложены.