Резюме инвестиционного проекта. Бизнес-проект организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки «Wood-based biodiesel»
ВЕНЧУРНЫЕ и ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ - каталог |
Название бизнес-проекта
Бизнес-проект организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки «Wood-based biodiesel».
Цель бизнес-проекта
Производство БИОДИЗЕЛЯ - продукта, позволяющего резко уменьшить выбросы вредных веществ при эксплуатации автомашин.
Производство БИОТОПЛИВА - продукта, позволяющих резко уменьшить выбросы вредных веществ при эксплуатации котельных установок.
При реализации проекта происходит создание новых рабочих мест.
Источник сырья
Отходы целлюлозно-бумажных комбинатов (шлам-лигнин) – бесперебойное сырье для производства биодизеля.
Россия – обладатель четверти мировых лесных запасов и, следовательно – одной из самых развитых промышленностей - целлюлозно-бумажной.
В России около 40 ЦБК, производящих по совокупности в месяц около 30 000 тонн отходов - шлам-лигнина. Все они заинтересованы в утилизации этих отходов, что и предполагает производство БИОДИЗЕЛЯ и БИОТОПЛИВА. Переработка данных отходов улучшает экологическую ситуацию в стране.
В основе бизнес проекта – инновационная разработка ученых. Произведена опытная партия продукта, успешно прошедшая тестирование на соответствие европейскому стандарту EN 14214.
Россия - страна номер один в производстве биотоплива нового поколения - биодизеля из продуктов переработки лесохимии.
Цели и причины производства БИОТОПЛИВА из альтернативных источников сырья
- Предотвращение загрязнения окружающей среды, снижение объемов выбросов ядовитых веществ и газов, вызывающих парниковый эффект
- Сохранение запасов нефти в мире
- Энергетическая независимость от стран, владеющих природными энергоресурсами
- Возобновляемость биотопливных источников энергии
- Появление новых продуктов и рынков, в том числе новых рабочих мест
Прогнозируемая емкость рынка
В России применение БИОДИЗЕЛЯ и БИОТОПЛИВА пока еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому на первом этапе сбыта рассматриваются страны ЕС, где прогнозируемая емкость рынка биотоплива отчетливо видна на основании решений правительств стран Европы.
По итогам 2005 года доля биотоплива в структуре потребления бензина в странах ЕС составила 1%, в том числе в Германии - 3,75%.
Директива ЕС по использованию биологических источников энергии, принятая в 2003 году, предусматривает, что доля биодизельного топлива в структуре потребления бензина и дизеля должна достичь 5,75% в 2010 году. Комиссия ЕС предполагает, что Директива сформирует потребность рынка в 10,5 биллиона литров (около 9,5 млн. тонн) биодизеля к 2010 г.
Еврокомиссия предлагает к 2020 году удвоить долю биодизеля в структуре потребления бензина на территории стран ЕС и довести ее до 10% (по сообщению Еврокомиссии).
Преимущества БИОДИЗЕЛЯ
Недостатки биодизеля из пищевого сырья
- Отсутствие свободных сельхозугодий в Европе
- Увеличение посевных площадей под биотопливные культуры, что ведет к уменьшению продовольствия
- Истощение почвы масляничными культурами
- Высокая себестоимость - выше стоимости бензина из нефти
Преимущества биодизеля
Преимущества биодизеля, произведенного из продуктов переработки лесохимии перед аналогами из пищевого сырья:
- Утилизация отходов при производстве биодизеля - самый экологический биотопливный проект
- Дешевый источник сырья без использования посевных площадей и их последующего истощения - самый экономичный биотопливный проект
- Отсутствие глицерина и серы – самый чистый биотопливный продукт
- Температура замерзания намного ниже -18˚С - самый оптимальный биотопливный продукт
Экономическая и экологическая необходимость бизнес-проекта
Изучение альтернативных возобновляемых источников углеводородного химического сырья не нефтяного происхождения и разработка эффективных энергосберегающих технологий их переработки в различные органические продукты и полупродукты, являющиеся исходным сырьем для дальнейших химических превращений, всегда были одной из актуальнейших задач, стоящих перед промышленностью основного органического синтеза.
Уже сегодня повышенное внимание к экологическим проблемам, ограниченность запасов нефти и газа, дефицит и высокая стоимость синтетических продуктов вызывает настоятельную необходимость интенсификации разработок в области, связанной с научными основами технологий переработки нетоксичных альтернативных источников сырья для производства различных химических соединений, материалов, биотоплив и других разнообразных продуктов на их основе.
Сегодня таким углеводородным альтернативным источником может оказаться биомасса, представленная техническими жирами животного происхождения, а также природными маслами, получаемыми на основе переработки маслосодержащих растений и древесины. Все они обладают высокими экологическими свойствами (биоразлагаемость, нетоксичность), являются возобновляемым сырьем, а по химическому составу ближе всего стоят к углеводородам нефти. Все это существенно повышает интерес к масложировому сырью, производство и переработка которого во всем мире, уже приближается к величинам сравнимым с уровнем переработки нефти, а также определяет его значение на перспективу.
По известным зарубежным технологиям дизельное биотопливо изготовляется из возобновляемых источников сырья, включая растительные масла на основе рапса, канолы, сои, хлопка, подсолнечника, а также животных жиров.
С начала прошлого века разработка биотоплива за рубежом прошла несколько этапов и в настоящее время оно быстро становится реальным заменителем дизельного топлива из минерального сырья. Основное преимущество промышленного использования биотоплива по сравнению с нефтяным состоит в том, что выделенное определенным способом из растительных и животных тканей оно сразу может быть непосредственно применено в технике, причем без какой либо дополнительной или предварительной переработки.
В основе предлагаемого бизнес-проекта лежат НИР, направленные на расширение номенклатуры топлив не нефтяного происхождения, проводимые на кафедрах Химической технологии органических веществ (ХТОВ), ДВС и ЯГТУ, под руководством ведущих специалистов.
В отличие от зарубежных аналогов (экзотических растительных масел) особое внимание уделяется привлечению дешевых отходов отечественной масложировой промышленности (соапстоков растительных масел), а также бросовых (лигносодержащих отходов таллового масла), скопившихся в прудах-накопителях большинства целлюлозно-бумажных комбинатов России.
Научные исследования направлены на разработку методов выделения масложировых компонентов из отходов, а также разработку эффективной технологии их последующей переработки в сложные алифатические эфиры. Последние предлагается использовать в качестве сырья для органического синтеза, экологически чистого топлива для двигателей с искровым зажиганием, дизельных агрегатов, а также в качестве экологически чистого котельного топлива, который частично или полностью заменяет мазут.
Проведенные в рамках бизнес-проекта предварительные исследования показали, что переход на биокомпонентное дизельное топливо позволит существенно снизить выбросы сернистых и других соединений присущих нефтяным видам топлива, а также практически прекратить избыточное поступление СО2 в атмосферу, так как при сгорании биотоплива выделяется столько же СО2, сколько было поглощено его во время роста растений.
Эта технология в ближайшее время может быть доведена до этапа промышленного внедрения и может предлагаться нефтеперерабатывающим предприятиям для реализации при невысоких капитальных затратах. Технологию можно легко адаптировать при изменении свойств сырья и требований к получаемым продуктам. Таким образом, она в максимальной степени соответствует ситуации, характеризующейся постоянным ужесточением требований к топливам.
Общеизвестно, что на современном этапе развития химической и энергетической промышленности в качестве основного исходного сырья главным образом используются углеводороды на основе нефти и газа. Обладая рядом преимуществ по сравнению с другими углеводородными источниками, они имеют один существенный недостаток – к сожалению, все они исчерпаемы, то есть конечны.
Единственным на сегодняшний день приемлемым альтернативным источником энергетического и химического сырья является биомасса, запасы которой практически безграничны. Она образуется при фотосинтезе в количестве 200 млрд. т. в год, в том числе:
- 40 млрд. т. - в виде древесины
- 10 млрд. т. - в виде жировых тканей биологических организмов
- 2 млрд. т. - в виде маслосодержащих растительных продуктов
Поэтому в нашей стране и, особенно за рубежом, в последнее время большое внимание уделяется таким возобновляемым источникам сырья, в частности углеводородам на основе масложировых и маслосодержащих отходов. К ним относятся технические растительные масла - хлопковое, соевое, подсолнечное, рапсовое, льняное и т.д., а также технические животные жиры и талловое масло, являющееся отходом лесохимического производства.
За рубежом наличие таких возобновляемых углеводородных продуктов составляет более 250 млн. т. в год. В нашей стране производство технических масел, а также жиров растительного и животного происхождения, безусловно, намного скромнее, но учитывая бурно развивающийся рост лесопромышленного комплекса, колоссальные запасы растительного сырья, а также обширные территории для их воспроизводства ближайшем будущем все это может поставить нашу страну в ряд наиболее развитых стран в области производителей и переработчиков такого вида углеводородного сырья не нефтяного происхождения для производства топлив и разнообразных химических продуктов.
В предлагаемом бизнес-проекте будут представлены разработанные технологии, возобновляемых углеводородных источников в химическую промышленность, главным образом в производство поверхностно-активных веществ (ПАВ), пластмасс, пластификаторов, основных компонентов лакокрасочных материалов и других полимеров, обладающих комплексом полезных свойств – биоразлагаемостью и нетоксичностью. Особое внимание уделено вопросам использования возобновляемых источников углеводородов для применения их в качестве топлив или в виде добавок (биокомпонентов) к традиционному дизельному топливу (нефтяному) с приданием ему оптимальных показателей качества.
В 2005 году в дизельное топливо за рубежом уже вводилось более 4 млн.т. углеводородов на основе возобновляемого сырья. Наблюдаемый во всем мире дефицит нефти, постоянный рост цен, нестабильность поставок сырья и зависимость от импорта нефти вновь пробудили интерес к производству дизельного топлива из растительного масла.
По известным зарубежным технологиям биологическое дизельное топливо изготавливается из возобновляемых источников сырья, включая растительные масла (соевое хлопковое, подсолнечное и животные жиры).
С начала прошлого века разработка этого вида топлива прошла несколько этапов и в настоящее время оно быстро становится реальным заменителем дизельных топлив из минерального сырья. Первый стандарт на биологическое дизельное топливо был разработан для топлива, полученного из рапсового масла.
Разработанные в Австрии технические условия ON C 1191 на сложные метиловые эфиры жирных кислот предусматривали возможность использования широкого ряда триглицеридов, включая свежие и отработанные масла и жиры растительного и животного происхождения. Последним стандартом на биологическое дизельное топливо является в выпущенный в Германии проект технических условий DIN E 51.606. Эти ТУ разработаны с учетом гарантий, предоставляемых основными изготовителями дизельных двигателей, включая компании Ford, John Deere, Mercedes-Benz и Volvo.
Существующие активы для реализации бизнес-проекта
Сырье
Сырье - договор на поставки сырья на 5 лет с правом пролонгации.
Оборудование
Оборудование - фирмы УкрБудМаш - запуск промышленного производства биодизеля в объеме от 500 тонн/мес.
Технология
Разработана технология и как результат - чистый, энергоемкий биодизель со следующими показателями (результаты проверки Wood-based biodiesel даны австрийской и германской фирмой):
Наименование показателей |
ASTM D-6751 |
EN 14214 |
Характеристики биодизеля из продуктов переработки лесохимии |
Содержание метиловых эфиров, % (m/m) |
- |
>96,5 |
97,15 |
Плотность (при температуре 15°С), кг/м3 |
- |
860-900 |
860-900 |
Вязкость (при температуре 40°С), мм2/с |
1,9-6,0 |
3,5-5,0 |
3,47 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
>130 |
>120 |
160 |
Сера, мг/кг |
<0,05 (%) |
<10 |
<0,02 |
Цетановое число |
>47 |
>51 |
52 |
Сульфированная зола, % (m/m) |
<0,02 |
<0,02 |
0,012 |
Массовая часть воды, % |
<0,05 |
<0,05 |
0,01 |
Испытание на медной пластине |
<No.3 |
Class 1 |
выдерживает |
Кислотное число, мгКОН/г |
<0,8 |
<0,5 |
0,2 |
Массовая доля метанола, % (m/m) |
- |
<0,2 |
<0,1 |
Массовая доля моноглицеридов, % (m/m) |
- |
<0,8 |
<0,5 |
Массовая доля диглицеридов, % (m/m) |
- |
<0,2 |
<0,1 |
Массовая доля триглицеридов, % (m/m) |
- |
<0,2 |
<0,1 |
Массовая доля свободного глицерина, % (m/m) |
<0,02 |
<0,02 |
<0,02 |
Общее содержание глицерина, % (m/m) |
<0,24 |
<0,25 |
<0,1 |
Йодное число |
- |
<120 |
<100,02 |
Содержание фосфора, мг/кг |
<0,001% |
<10 |
<5,0 |
Содержание металлов I группы (Na, K) |
- |
<5,0 |
<5,0 |
Содержание металлов II группы (Ca, Mg) |
- |
<5,0 |
<5,0 |
Коксуемость, % не более |
- |
0,3 |
0,2 |
Прогноз продаж
На сегодня проведены предварительные переговоры на поставку биодизеля марки «Wood-based biodiesel» в Германию и Австрию в объемах до 1000 тонн в месяц.
В последующем возможно использование биодизеля в программах, аналогичных программе «Городской автобус» с целью улучшения экологической составляющей наших городов.
На первом этапе развития предполагается выпуск до 500 тонн биодизеля в месяц.
Организация производства БИОДИЗЕЛЯ
Для организации производства биодизеля имеются все предпосылки:
- свободные производственные и складские площади – 1000 кв.м
- свободные мощности по электроэнергии – 100 кВт.
- достаточное количество квалифицированной рабочей силы
- наличие научных кадров
- апробированная технология
Необходимые инвестиции
Для реализации инвестиционного проекта производства БИОДИЗЕЛЯ требуется закупка оборудования в счет капитальных затрат (CAPEX):
Наименование оборудования |
количество |
цена, руб. |
итого, руб. |
реактор химический двухконтурный с мешалкой работающий под давлением из нержавеющих материалов размером 10 м3 |
2 |
750 000 |
1 500 000 |
обратный холодильник диаметром 120 мм |
1 |
170 000 |
170 000 |
вакуумный насос производительностью 250 л/с |
1 |
1 200 000 |
1 200 000 |
бак нержавеющий 1 м3 |
2 |
30 000 |
60 000 |
разгонный аппарат производительностью 1м3/час |
1 |
1 500 000 |
1 500 000 |
искро-взрыво безопасный насос, 100 л/мин |
4 |
25 000 |
100 000 |
парогенератор, 1 т/час |
2 |
600 000 |
1 200 000 |
трубопроводы, КИП |
|
|
500 000 |
емкости накопительные, 60 т |
10 |
200 000 |
2 000 000 |
пусконаладка |
|
|
500 000 |
сертификация |
1 |
|
250 000 |
Итого: |
|
|
8 980 000 |
Всего для запуска проекта требуются инвестиции в размере 20 млн. руб. (670 000 $):
- 9 000 000 руб. – оборудование
- 3 000 000 руб. – ремонт цеха
- 8 000 000 руб. – оборотные средства
Увеличение производства биодизеля до 100 тыс. т. в год несет в себе затраты до 3 млн. евро.
Финансово-экономические показатели бизнес-проекта
Себестоимость продукта на начало 2010 г. составляет 9 000-10 000 руб./тонна.
Цена продажи – 600 $/тонна (17 000-18 000 руб.) на условиях FCA Центральный регион России.
Доход составляет 7 000-9 000 руб./тонна.
Налоговые отчисления: 1-1,5 млн. руб./месяц
После уплаты налогов, планируемая прибыль 5 000-6 000 руб./тонна.
При выходе на планируемую производительность 500 тонн/месяц (5 месяцев с начала производства) чистая прибыль будет составлять 2,5-3 млн. рублей в месяц.
Окупаемость проекта 13-15 месяцев
ТЭП бизнес-проекта организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки «Wood-based biodiesel» см. в разделе ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ по ссылке.